Введение новой номенклатуры должностей не предполагает необходимости внесения изменений в штатное расписание медицинского учреждения.

Введение новой номенклатуры должностей не предполагает необходимости внесения изменений в штатное расписание медицинского учреждения.

С 1 сентября 2023 года в силу вступает новая Номенклатура должностей медицинских работников. В связи с этим у учреждений может возникнуть вопрос о необходимости внесения изменений в штатное расписание и трудовые договоры сотрудников.

Эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Наталья Панова разъясняет, что в соответствии с утверждённой приказом Минздрава № 1183н от 20.12.2012 Номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических работников, должности руководителей — главного врача (начальника) медицинской организации и заместителя руководителя (начальника) — дополняются наименованием раздела медицинской деятельности, которым они руководят (например, «заместитель руководителя медицинской организации по медицинской части»).

Новая Номенклатура также предусматривает должности руководителя (главного врача, начальника) и заместителя руководителя (главного врача, начальника) медицинской организации. При этом в ней нет указаний о необходимости добавления к наименованиям руководителя и его заместителя наименования медицинской организации, в которой они работают. Таким образом, должности работников должны именоваться как главный врач и заместитель главного врача по определённому направлению работы. В связи с этим вносить изменения в штатное расписание учреждения и трудовые договоры не требуется.

Если же наименования должностей других медицинских работников не соответствуют новой Номенклатуре, то необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание и трудовые договоры.

Согласно Трудовому кодексу РФ, изменить условия трудового договора, в том числе трудовую функцию работника, можно по соглашению сторон путём подписания дополнительного соглашения или по инициативе работодателя. Однако специалисты считают, что изменение названия должности автоматически приводит к изменению трудовой функции, поэтому переименование должности по инициативе работодателя в порядке ст. 74 ТК РФ признаётся недопустимым. Тем не менее, судебная практика содержит множество примеров признания правомерным изменения наименования должности работника в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ. Аналогичные разъяснения дают и специалисты Роструда.

Таким образом, работодатель имеет право изменить наименование должности работника в одностороннем порядке, но только в том случае, если по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, данное условие трудового договора не может быть сохранено. Изменения законодательства, которые влияют на условия трудовых договоров с конкретными работниками, относятся к изменениям организационных или технологических условий труда.

О предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, связанных с изменением организационных или технологических условий труда и вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца. Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан предложить ему другую имеющуюся работу.