
18.09.2024 11:30:07
Мы фильтруем информационный шум — вы получаете только суть.
Подпишитесь на наш канал и каждый день будете уверены, что ничего не пропустили и знаете всё. Всего лишь за несколько минут вы получите только суть: новые препараты, законы, научные открытия, происшествия и скандалы, карьера. Спокойствие и удовольствие от чтения гарантированы!
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ № 2568 от 31.12.2022 специальная социальная выплата (ССВ) устанавливается медработникам государственных и муниципальных систем здравоохранения, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы ОМС или территориальных программ ОМС. В число имеющих право на выплату входят врачи и медработники с высшим (немедицинским) образованием из центральных районных, районных и участковых больниц, а также врачи, к которым обращаются граждане по поводу заболеваний или с профилактической целью, и медработники с высшим (немедицинским) образованием, работающие в медорганизациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь прикреплённому населению по территориально-участковому принципу.
Согласно п. 3 Правил выплаты ССВ, утверждённых Постановлением № 2568, специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учёта рабочего времени за дни работы в календарном месяце. При определении размера ССВ работнику за календарный месяц рассчитывается соотношение количества фактически отработанных рабочих часов и количества рабочих часов по норме рабочего времени соответствующего месяца, исчисленной исходя из установленной работнику в соответствии с законодательством РФ продолжительности рабочей недели.
Для получения ССВ медработники должны соответствовать следующим условиям:
* оказывать медицинскую помощь в рамках базовой программы ОМС или территориальных программ ОМС;
* исполнять трудовую функцию, установленную трудовым договором;
* работать в медорганизациях, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы ОМС или территориальных программ ОМС.
Постановление № 2568 не содержит прямого запрета или ограничений на его применение в отношении медработников, направляемых в служебную командировку. Однако указанный нормативный акт не регулирует порядок учёта времени, приходящегося на период командировки, для назначения ССВ и не упоминает наличие служебной командировки как факта, который может повлиять на назначение выплаты работнику, направленному в командировку. В связи с этим невозможно однозначно определить, будет ли время, приходящееся на период служебных командировок, учитываться при расчёте для назначения ССВ и, следовательно, смогут ли медработники быть включены в реестр имеющих право на получение выплаты (п. 4 Правил). Официальных разъяснений или судебной практики по данному вопросу обнаружить не удалось.
Порядок направления работников в служебные командировки регулируется Трудовым кодексом РФ и Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утверждённым Постановлением Правительства РФ № 749 от 13.10.2008. Служебной командировкой признаётся поездка работника по распоряжению работодателя на определённый срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ч. 1 ст. 166 ТК РФ).
В соответствии с п. 4 Разъяснений по применению Постановления № 2568, утверждённых приказом Минздрава РФ № 99 от 10.03.2023, при осуществлении ССВ учитывается, что выплата производится медработникам, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, включая их филиалы и структурные подразделения. А при осуществлении ССВ медработникам, указанным в подп. «б» п. 2 Постановления № 2568, учитывается, что они работают в медорганизациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикреплённому населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медорганизаций).
Если медработники ЦРБ направляются в служебную командировку в участковую больницу, расположенную в другой местности (о. Шикотан), они продолжают состоять в трудовых отношениях с ЦРБ и считаются работающими в ней и в период командировки, что соответствует п. 2 Постановления № 2568 и п. 4 Разъяснений. Однако, согласно п. 2 Постановления № 2568 и п. 3 Правил, медработники должны выполнять свою трудовую функцию по оказанию медицинской помощи, установленную трудовым договором.
На время командировки работник прекращает исполнять свою трудовую функцию в месте постоянной работы и исполняет служебное поручение вне места такой работы. Иными словами, находясь в командировке, работник выполняет отдельное служебное поручение, а не трудовую функцию, как она определена трудовым договором. При этом законодатель не уточняет, что следует понимать под служебным поручением. Однако на основании ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Данная гарантия в полной мере распространяется и на период направления работника в командировку. Следовательно, в общем случае «служебное поручение» представляет собой более узкий круг обязанностей по сравнению с трудовой функцией. Служебное поручение далеко не всегда требует от работника выполнения его трудовой функции в полном объёме, однако обязанности, которые он выполняет в командировке, всегда должны представлять собой часть этой трудовой функции, поскольку требовать от работника выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, работодатель в силу ст. 60 ТК РФ не вправе. Кроме того, служебное поручение может требовать от работника и выполнения его трудовой функции в полном объёме. Запрет на это законодателем нигде не установлен.
Таким образом, с формальной точки зрения, исходя из буквального толкования приведённых норм, работник выполняет работу, обусловленную трудовым договором, то есть трудовую функцию, в месте постоянной работы (в ЦРБ), а в месте командирования (в участковой больнице) — служебное поручение. Если придерживаться данной позиции, то условие назначения специальной соцвыплаты в таком случае не выполняется, следовательно, время нахождения в командировке медработников не учитывается при расчёте ССВ. Не исключено, что Фонд пенсионного и социального страхования будет склоняться именно к такой точке зрения.
Однако окончательное решение по этому вопросу в случае возникновения спора может принять только суд, который, возможно, посчитает, что выполнение в служебной командировке медработниками трудовых обязанностей в полном объёме согласно трудовому договору соответствует исполнению работниками трудовой функции, установленной трудовым договором, как того требует п. 3 Правил.
За официальными разъяснениями по применению Постановления № 2568 рекомендуем обратиться в Фонд пенсионного и социального страхования, а также в Минздрав.