В связи с нехваткой врачей-травматологов и хирургов медицинская организация планирует нанять фельдшеров для работы в травмпункте. Однако согласно приказу Минздрава № 901н это невозможно. Но профессиональный стандарт фельдшера позволяет этим специалистам выполнять такую работу. Есть ли разъяснения по данному вопросу?
На вопрос отвечает эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Анна Мазухина:
«Если учредитель организации не обязывает её придерживаться рекомендуемых штатных нормативов, то в штатное расписание травмпункта можно ввести должность фельдшера.
Обоснование:
В соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным её видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в том числе рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, её структурных подразделений.
Приказ Минздрава № 901н от 12.11.2012 действительно содержит рекомендуемые штатные нормативы, не включающие должность фельдшера в перечень должностей травмпункта. Однако из содержания и наименования данных штатных нормативов следует, что они носят рекомендательный характер.
Штатное расписание относится к локальным нормативным актам работодателя (статья 8 Трудового кодекса РФ, письмо Роструда № ПГ/4653-6-1 от 15.05.2014). Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников относится к исключительной компетенции работодателя (определения Конституционного суда РФ № 411-О-О, № 412-О-О, 413-О-О от 15.07.2008 и № 840-О-О от 01.06.2010).
При разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда, предусмотренный разделом V Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2024 год (утверждены решением Российской трёхсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений). Особое внимание при этом рекомендуется обратить на самостоятельное утверждение штатного расписания руководителем учреждения (представителем работодателя) (пункт 19 Единых рекомендаций).
Бюджетным учреждениям предоставлено право самостоятельно утверждать штатное расписание без учёта соотношения численности работников различных категорий пунктом 2 Указа Президента РФ № 211 от 15.11.1991 «О повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений». Соответствие этого пункта указа действующему законодательству подтвердил Верховный суд РФ (определение № КАС04-198 от 18.05.2004, решение № ГКПИ04-170 от 14.04.2004).
Таким образом, с точки зрения трудового законодательства руководитель бюджетного учреждения здравоохранения вправе самостоятельно формировать штатное расписание без учёта рекомендуемых штатных нормативов, вне зависимости от того, из каких источников формируется оплата труда в организации.
Однако обязанность придерживаться нормативов может быть предусмотрена актом учредителя. В этом случае упомянутая должность в штатное расписание травмпункта введена быть не может».