
15.02.2025 03:32:35
Мы фильтруем информационный шум — вы получаете только суть.
Подпишитесь на наш канал и каждый день будете уверены, что ничего не пропустили и знаете всё. Всего лишь за несколько минут вы получите только суть: новые препараты, законы, научные открытия, происшествия и скандалы, карьера. Спокойствие и удовольствие от чтения гарантированы!
Может ли федеральное государственное бюджетное учреждение использовать средства Территориального фонда ОМС для выплаты премий сотрудникам, например, ко Дню медицинского работника?
На этот вопрос отвечает эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Ольга Сизонова:
«Выплата за счёт средств ОМС премии медработникам, при определении которой не учитываются качественные или количественные показатели результатов труда, с большой вероятностью может быть признана контролирующими органами нецелевым расходом.
Как правило, выплаты премий работникам носят поощрительный (стимулирующий) характер (ст. 191 Трудового кодекса РФ) и в большинстве случаев связаны с результатами труда (за качество выполняемых работ, за выслугу лет, по итогам работы). При этом в учреждении локальными нормативными актами могут быть предусмотрены иные случаи премирования, в том числе не связанные с исполнением работниками трудовых обязанностей (например, к юбилейным и праздничным датам).
Средства ОМС как финансовое обеспечение государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели (п. 5 ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 28 Федерального закона № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).
В соответствии с подпунктами 192, 193, 196 Правил обязательного медицинского страхования, утверждённых Приказом Минздрава России № 108н от 28.02.2019, в расчёт тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС включаются затраты на оплату труда и начисления на эти выплаты в соответствии с действующей системой оплаты труда, включая выплаты стимулирующего характера.
Система оплаты труда работников в федеральных государственных учреждениях устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 144 ТК РФ).
Подведомственные Минздраву России медучреждения при установлении системы оплаты труда руководствуются, в том числе, Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казённых учреждений, утверждённым Постановлением Правительства РФ № 583 от 05.08.2008. В соответствии с п. 2 этого документа система оплаты труда федерального учреждения может предусматривать стимулирующие выплаты, которые определяются согласно Перечню видов выплат стимулирующего характера и Разъяснениями о порядке установления стимулирующих выплат, утверждёнными Приказом Минздравсоцразвития РФ № 818 от 29.12.2007.
Таким образом, за счёт средств ОМС могут осуществляться расходы на премии медработникам, участвующим в оказании помощи по ОМС, если такие выплаты предусмотрены системой оплаты труда учреждения (например, положением об оплате труда, коллективным договором) и направлены на стимулирование работника к качественному результату труда, а также на поощрение за выполненную работу.
Вместе с тем премии ко Дню медработника могут быть предусмотрены коллективным договором, иным локальным нормативным актом, принятым в медучреждении. Но при установлении такой премии, как правило, не учитываются ни эффективность выполнения работниками трудовой функции, ни результаты труда в течение определённого периода, поэтому такие выплаты не могут быть отнесены к стимулирующим в рамках системы оплаты труда работников медучреждения (см. ответ с информационного портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ» (март 2023 г.), в котором указано, что премии к праздникам, в том числе ко Дню медработника, выплачиваются в организации вне системы оплаты труда).
Следовательно, выплата за счёт средств ОМС премии, при определении которой не учитываются качественные или количественные показатели результатов труда медработников, участвующих в оказании помощи по ОМС, с большой степенью вероятности может быть признана контролирующими органами нецелевым расходом (см., например, решение Арбитражного суда Республики Тыва от 11.07.2023 по делу № А69-12/2023)».