
22.01.2025 03:30:33
Мы фильтруем информационный шум — вы получаете только суть.
Подпишитесь на наш канал и каждый день будете уверены, что ничего не пропустили и знаете всё. Всего лишь за несколько минут вы получите только суть: новые препараты, законы, научные открытия, происшествия и скандалы, карьера. Спокойствие и удовольствие от чтения гарантированы!
Госдума приняла в первом чтении законопроект, который призван контролировать сферу дополнительного профессионального медицинского образования. Согласно документу, чтобы продолжать работу на рынке, образовательные организации должны будут получать лицензии. Это позволит установить фильтр для недобросовестных поставщиков образовательных услуг, которые зачастую заменяют реальное обучение формальным.
21 января депутаты Госдумы единогласно проголосовали за законопроект, направленный на более жёсткое регулирование сферы дополнительного профессионального медицинского образования (ДПО). В соответствии с принятым в первом чтении документом, разработкой и утверждением типовых дополнительных профессиональных программ медицинского образования будет заниматься исключительно Минздрав России.
Для продолжения работы на рынке образовательным организациям необходимо будет получать лицензии. Выдачей лицензий будет заниматься Росздравнадзор. В настоящее время такие лицензии выдают регионы, и они являются бессрочными. При этом контроль за кадровым и материально-техническим оснащением организаций отсутствует.
Также законопроект предлагает запретить использование исключительно электронного и дистанционного обучения при реализации основных программ среднего медицинского и фармацевтического образования. Во время дискуссии спикер Госдумы Вячеслав Володин раскритиковал Минздрав за то, что министерство не приняло своевременных мер в отношении практики покупки сертификатов о профессиональной переподготовке без реального обучения.
«Весь интернет полон предложениями: обучаем врачей и средний медицинский персонал дистанционно по России. Акушерство и гинекология — от 4 тыс. до 14,9 тыс., пожалуйста, домой принесут свидетельство. Никто за этим не следит! Мы говорили об этом три года назад, и что, кто-то внёс инициативу? Нет!» — отметил Володин. По его словам, это вызывает вопросы к профильным министерствам.
В большинстве случаев ДПО занимаются коммерческие организации, которые не имеют необходимой инфраструктуры, аттестованных преподавателей и клинической базы для прохождения обучения. Как подчеркнул спикер Госдумы, многочисленные примеры говорят о том, что подобный законопроект был необходим уже несколько лет назад.
Заместитель министра Татьяна Семёнова заявила, что вопросы повышения квалификации медицинских работников действительно давно стоят на повестке дня. Однако проблема заключается в том, что сами специалисты не против формального повышения квалификации. Поэтому Минздрав поддерживает этот законопроект. Она также уточнила, что в ведомстве подготовили предложения по его доработке ко второму чтению. В частности, предлагается разделить лицензии для программ профессиональной переподготовки и для программ повышения квалификации по той же специальности — требования к материально-технической базе в этих случаях будут разными.
Как уточнила Семёнова, если в итоговой редакции законопроекта будут утверждены нормы о типовых программах ДПО, то потребуется разработать не менее 300–400 таких программ. Всё это потребует времени, а значит, необходимо предусмотреть переходный период.
Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов добавил, что в текст законопроекта планируется внести уточнение, чтобы в лицензии на образовательную деятельность было указано, какие именно программы повышения квалификации и профпереподготовки доступны в образовательной организации и для каких мед- и фармспециалистов.
В начале года Госдума анонсировала законопроект о регулировании рынка медицинского ДПО. Основная цель — закрыть доступ на рынок для недобросовестных поставщиков и пресечь «торговлю» удостоверениями о повышении квалификации и профессиональной переподготовке. На сомнительное качество постдипломной подготовки в таких организациях указывали в Национальной медицинской палате.
Ранее Комитет Госдумы по просвещению поддержал законопроект при условии его доработки. Однако эксперты комитета назвали нецелесообразной передачу Минздраву нового полномочия по утверждению типовых программ ДПО. Законодательство об образовании не содержит концептуальных отличий примерных дополнительных профессиональных программ (ДПП) от типовых. Также важно учитывать, что образовательные программы в области медицины, реализуемые государственными учреждениями среднего профессионального образования, разрабатываются с учётом региональных особенностей и потребностей в кадровом обеспечении сферы здравоохранения конкретного субъекта. В связи с этим нецелесообразно подвергать изменениям сложившуюся практику, говорилось в замечаниях. То же касается лицензирования — механизм фактически послужит административным барьером для образовательных организаций, а для обучающихся — риском не завершить обучение и потерять большое количество времени и средств.
Тем не менее на заседании в середине января Комитет по охране здоровья поддержал законопроект. Депутаты планируют рассмотреть его во втором чтении на одной из февральских сессий.