Старт пилотного проекта по введению отраслевой системы оплаты труда в здравоохранении, которая должна была выровнять диспропорции в зарплатах специалистов с одинаковым уровнем образования и квалификации в разных субъектах, отложен до 2025 года. Тамара Гончарова, секретарь ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ и начальник Управления экономического развития и нормативного регулирования в здравоохранении, рассказала о причинах экономического неравенства в отрасли, высокой доле стимулирующих выплат в зарплатах медработников и вариантах исправления ситуации.
**— Почему такая огромная, иногда в четыре раза, разница в зарплатах специалистов между регионами?**
— Такая ситуация продиктована действующим трудовым законодательством. После выхода в 2004 году Федерального закона № 122–ФЗ и Постановления Правительства РФ № 583 в 2008 году была отменена единая тарифная сетка, внесены изменения в Трудовой кодекс. С тех пор каждый субъект самостоятельно формирует системы оплаты труда по отраслям. Регионы имеют разные возможности и доходы — отсюда и существующие диспропорции с оплатой труда. В результате у нас кардинально разные зарплаты не только, скажем, в Москве и Твери, но даже в Орле и Калуге.
Наш анализ, который мы делаем раз в квартал, это подтверждает: зарплаты у специалистов с одинаковым образованием могут различаться в несколько раз. Единственный способ изменить это — введение единой системы оплаты труда, подкреплённой соответствующим финансированием. В 2021 году здравоохранение стало первой отраслью, в которой правительство попыталось внедрить такую систему. К сожалению, пилотный проект приостановлен до 2025 года, но мы рассчитываем, что он всё же состоится, пусть и с отсрочкой.
**— Есть ли уже понимание параметров новой системы оплаты труда? Какие ключевые ориентиры будут прописаны для стимулирующих и компенсационных выплат, доплат за стаж?**
— Сразу скажу, что к этой модели у нас есть вопросы. Но, учитывая, что это всё-таки переход к централизации, мы её поддержали. Суть отраслевой системы оплаты труда — в одинаковом для всех территорий исходном размере оклада, величину которого будет устанавливать правительство. В соответствии с параметрами пилотного проекта планировалось, что эта величина будет привязана к МРОТ. Таким образом, основная концепция такая: базовый должностной оклад (санитарка) не ниже МРОТ, плюс дифференциация с учётом квалификационных требований к работнику, уровня оказания помощи, специфики сложности.
Названия и размеры всех стимулирующих и компенсационных выплат также будет устанавливать правительство. Таким образом, основная масса дополнительных выплат в структуре зарплаты станет фиксированной.
Также несколько расширена дифференциация зарплат по должностям. Сейчас у нас четыре профессиональных квалификационных группы, в каждой из которых есть свои уровни, их 12, а в новой модели будет 16 групп должностей.
Плюсы есть и в установлении надтарифной части. Так, сейчас условия получения квалификационной категории установлены на федеральном уровне, и они единые, а вот размер выплат за эту категорию в субъектах разный: кто-то платит врачу 5000 рублей, кто-то 5%, кто-то 30% от оклада. В новой системе выплата за квалификационную категорию будет «стоить» одинаково, условно 10–15–30% от оклада.
Компенсационные выплаты за вредные условия труда также могут варьировать, сейчас каждый регион и каждое учреждение устанавливает их самостоятельно. При отраслевой системе оплаты труда это невозможно. Самостоятельность субъектов останется в очень небольшом объёме: это отдельные дополнительные стимулирующие выплаты.
То есть определённое единообразие эта модель принесёт. Ну и, разумеется, при росте МРОТ будет расти и зарплата.
Конечно, есть и минусы. Всё равно будет сохраняться некая дифференциация размеров зарплаты, которая связана с уровнем жизни в конкретном субъекте. Но даже в таком виде, повторюсь, мы эту модель согласовали, так как по сравнению с текущей ситуацией это всё равно шаг вперёд.
**— Можно ожидать, что после введения новой системы зарплата в отрасли вырастет?**
— Конечно, зарплаты станут выше, так как стартовая величина исчисления оклада будет привязана к МРОТ, который в текущем году превышает 16 тысяч рублей, а к 2025 году ещё повысится. Плюс размеры основных стимулирующих и компенсационных выплат тоже будут зафиксированы. Поэтому да, мы рассчитываем, что зарплаты вырастут, особенно у младшего и среднего персонала. Разумеется, при условии существенных финансовых вливаний. Сначала эта модель будет апробирована в семи пилотных регионах, разных по уровню экономики, климату и медицинской инфраструктуре. Напомню, что в этот список включены Республика Саха (Якутия), Севастополь, Курганская, Омская, Оренбургская, Белгородская и Тамбовская области.
А в текущей ситуации пока улучшений мы не видим: проблемы с начислением заработной платы остаются, дифференциация в уровнях доходов медработников разных регионов нарастает, доля гарантированной части в структуре зарплат падает. Поэтому профсоюз активизирует работу по совершенствованию региональных систем оплаты труда. Цель проекта совместно с органами управления здравоохранением — определить, что надо сделать в отрасли, чтобы перейти к новой модели в 2025 году без революционных преобразований и эксцессов. Утверждена группа экспертов из специалистов профсоюзных организаций, которые будут участвовать в подготовке предложений для регионов. Весной мы провели анализ структуры зарплат в отрасли по каждому субъекту отдельно. Далее с помощью специалистов планируем проанализировать эти показатели и выработать рекомендации для самых «отстающих» территорий, например, тех, где очень низкая доля гарантированной окладной части в структуре зарплаты. Важно, что мы делаем это при активной поддержке Минздрава — решить вопрос с зарплатами только профсоюзными методами невозможно.
**— Почему не соблюдаются рекомендации трёхсторонней комиссии, Минздрава и профсоюзов о минимальной доле в структуре зарплаты медработников окладной части в объёме не менее 55–60%?**
— Как показал мониторинг, есть примерно 20 регионов с минимальными гарантированными окладами. Именно с ними мы сейчас будем работать — изучать нормативную базу в «камеральном формате» и предлагать её изменить. Самые минимальные оклады оказались в Республике Алтай (17%). Максимальные — в Сахалинской области (62%). Всего в пяти регионах гарантированная доля окладной части превышает 55%. Это Сахалинская и Магаданская области, Пенза, Чечня, Ингушетия. Ещё в 11 субъектах достигается значение 50% и выше (данные по всем категориям работников: врачам, среднему и младшему персоналу). Мы же говорим о том, что гарантированная часть везде по отрасли должна быть не ниже 55–60%.
Почему регионы устанавливают минимальные начальные оклады? Как правило, проблема в обеспеченности гарантированными средствами, чтобы достичь показателей, установленных в майских указах президента. Сегодня их в большинстве регионов «подтягивают» стимулирующими. Это плохо! Вот представьте: приходит молодой врач, а ему говорят: «Оклад 10 тысяч, а остальное — ночные, стимулирующие, подработки и пр.».
По стимулирующим, а их в отрасли два вида, ситуация также очень варьирует по регионам. Есть те, что носят постоянный характер, например, выплата за категорию, надбавка за стаж; выплаты сельским медикам — они есть в подавляющем числе субъектов, но размеры их различны. А вот «чистые», то есть собственно стимулирующие, которые выплачиваются по показателям и по критериям, зависят от объёма средств в ФОТ медучреждения, поэтому они в два-три раза могут различаться по размерам, да и по наименованиям. Доля компенсационных выплат тоже колеблется: где-то 10%, но есть и те, у кого 30%.
**— По данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного планирования (ЦМАКП), реальная зарплата в здравоохранении снизилась в 2022 году на 4,3%. В 2021 году снижение было почти таким же. Совпадают ли такие оценки с вашими? Выросли ли доходы медиков после введения специальных социальных выплат (ССВ)?**
— Официальной статистики по доходам с учётом специальных соцвыплат у нас нет. Что касается реального уровня зарплаты, то очевидно, что он соотносится с уровнем инфляции, который, по данным Росстата, в 2022 году был около 13%. А тарифы ОМС в соответствии с утверждённым бюджетом проиндексировали на иную величину, увязанную с прогнозируемым ростом зарплаты в стране, уровень которой, в свою очередь, фактически сложился выше прогнозного. Индексация уровня заработной платы за счёт бюджетов разного уровня также была произведена в показателях, отстающих от уровня инфляции.
И ещё одна проблема. Разумеется, анализируя размеры зарплаты, мы вынуждены учитывать переработки. По данным Минздрава, коэффициент совместительства в отрасли в среднем 1,3. Но по факту мы знаем, что многие специалисты работают на 1,5 ставки и больше. Кадровая ситуация в отрасли известна: есть огромный объём дополнительной работы и параллельно с этим — высокий уровень интенсификации труда. По данным совместного опроса Народного фронта и профсоюза, проведённого в 2023 году, более половины врачей получают менее 200% от средней зарплаты, то есть не дотягивают до показателя майских указов, даже при работе на 1,5 ставки — это 55% опрошенных. А доля врачей, получающих более 200%, то есть тех, кто укладывается в эти рамки при работе на одну ставку, — ноль. При работе на 1,5 ставки число получавших зарплату больше 200% от средней по экономике — только 10%. Аналогичные данные можно привести по среднему медперсоналу: при работе на 1,5 ставки 80% опрошенных до показателя 100% от средней по экономике всё равно не дотянули. Замечу, выборка в опросе — 5,5 тысячи врачей, 13,5 тысячи среднего медперсонала. То есть достаточно весомые показатели, которые подтверждают, что зарплаты, которые считает Росстат по отрасли, очень усреднённые.