Созданы методические указания по проведению дистанционных консультаций при оказании первой помощи.

Созданы методические указания по проведению дистанционных консультаций при оказании первой помощи.

13.06.2024 09:23:24

Группа главных внештатных специалистов Министерства здравоохранения разработала методические рекомендации по дистанционному консультированию при оказании первой помощи до прибытия бригады скорой медицинской помощи (СМП). Основная цель нововведений — снижение высокой внебольничной летальности.

Минздрав выпустил методические рекомендации по дистанционному консультированию для оказания первой помощи пострадавшим в результате несчастных случаев и чрезвычайных происшествий. Рекомендации касаются ситуаций, когда у пациентов отсутствуют сознание, дыхание, кровообращение, есть наружное кровотечение, инородные тела в верхних дыхательных путях, ожоги, обморожения, травмы различных частей тела, боль в груди, отравления, судороги.

В июне рекомендации были направлены в регионы. Их использование остаётся на усмотрение руководителей станций скорой медицинской помощи, сообщили в пресс-службе Комитета Госдумы по охране здоровья. Документ содержит подробные алгоритмы для специалистов отделений и станций СМП, центров СМП и медицины катастроф, фельдшеров, медицинских сестёр и старших врачей, которые помогут проинструктировать очевидцев, способных оказать первую помощь пострадавшим.

«Одна из главных причин высокой внебольничной летальности — неспособность большинства очевидцев оказать первую помощь пострадавшим с угрожающими жизни состояниями до прибытия специалистов скорой медицинской помощи. Внедрение рекомендуемых принципов и методов должно способствовать повышению эффективности и стандартизации практики дистанционного консультирования по вопросам оказания первой помощи», — говорится в пояснениях к документу.

Методические рекомендации основаны на анализе «совокупного международного научного и клинического опыта в области дистанционного консультирования очевидцев по вопросам оказания первой помощи диспетчерами экстренных служб» и положениях современных рекомендаций по первой помощи при угрожающих жизни состояниях.

В рекомендациях указано, что опрос и инструктирование должен проводить диспетчер в вежливой и корректной форме. Вопросы и инструкции по первой помощи необходимо задавать «чётко, терпеливо, настойчиво, спокойным и уверенным тоном, не повышая голос». При опросе и инструктировании следует использовать слова и фразы, понятные широкому кругу людей независимо от возраста, уровня образования, рода занятий и т. п., избегать использования специальной терминологии. Если очевидец не понимает исходную фразу (вопрос или инструкцию), диспетчер должен быть готов использовать более простые для понимания альтернативные формулировки, а если есть сомнения, что вопрос или инструкция поняты, следует оперативно проверить это.

Документ подготовили главные внештатные специалисты Минздрава: по скорой медицинской помощи — Сергей Багненко, по медицине катастроф — Сергей Гончаров, по первой помощи — Дмитрий Хубезов, а также руководитель Методического аккредитационно-симуляционного центра Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) — Леонид Дежурный.

Ранее в России был изменён порядок оказания первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается такая помощь, расширен. Наряду с отсутствием сознания, остановкой дыхания и кровообращения, наружными кровотечениями и отравлениями новый список включает:
* нарушения проходимости дыхательных путей инородным телом и иные угрожающие жизни и здоровью нарушения дыхания;
* травмы, ранения и поражения, вызванные механическими, химическими, электрическими, термическими поражающими факторами, воздействием излучения;
* укусы ядовитых животных;
* судороги;
* острые психологические реакции на стресс.

В мае «Единая Россия» начала проводить мастер-классы по теории и практике первой помощи и основам тактической медицины. Обучение уже проходит в Белгородской, Курской, Смоленской, Иркутской областях, Республике Мордовия и позднее будет распространено по всей стране, писал «МВ».

 

Связанные циклы обучения