Синдром «спасателя» среди врачей: как сохранить самого себя.

Синдром «спасателя» среди врачей: как сохранить самого себя.

20.09.2024 09:08:21


Мы фильтруем информационный шум — вы получаете только суть.

Подпишитесь на наш канал и каждый день будете уверены, что ничего не пропустили и знаете всё. Всего лишь за несколько минут вы получите только суть: новые препараты, законы, научные открытия, происшествия и скандалы, карьера. Спокойствие и удовольствие от чтения гарантированы!


Синдром спасателя — это тип поведения, при котором человек стремится помочь другим в ущерб себе. Примеры такого поведения можно наблюдать в повседневной жизни. Например, отец большого семейства в выходной день всегда спешит помочь друзьям с переездом или с починкой машины, оставляя собственных детей и жену с их проблемами. Коллега каждый раз выручает безответственного сотрудника, делая за него отчёт в нерабочее время. Человек с синдромом спасателя стремится быть нужным, даже если сам от этого страдает, платит своим временем, взаимоотношениями с близкими, здоровьем.

У врачей синдром спасателя проявляется в самоотверженном стремлении спасать пациентов, не думая о себе. Медики учатся этому с институтской скамьи. Молодые врачи хотят спасти мир, подобрать «волшебную таблетку» для каждой болезни. Они много работают, готовы приезжать к пациентам в нерабочий день, но в итоге их эмоциональные и физические силы истощаются. Снижается качество жизни, сложно строить личные отношения.

У врачей, имеющих больше пяти лет опыта, снижается степень эмпатии, может быстро заканчиваться терпение. Они могут вспыльчиво отвечать пациентам, им сложнее сдержать эмоции. В итоге нарастают конфликты с пациентами.

Врачи-«спасатели» наслаждаются своей благородной миссией и не думают, что таким образом оказывают медвежью услугу и себе, и пациентам. Чем это чревато для пациентов? В порыве спасательства врач подвержен чрезмерным эмоциям, что затрудняет объективную постановку диагноза. Доктор может назначить более дешёвое лекарство, оценив на глаз уровень достатка пациента или идя на поводу его слёзным просьбам, но если препарат не работает, больной продолжает страдать. В итоге пациент разочаровывается в способностях доктора и в медицине.

Чем опасно для врача? Часто, чтобы помочь, врач проводит дополнительные процедуры и манипуляции, не предусмотренные планом лечения и не оплачиваемые пациентом. Когда это всплывает, следует выговор от руководства или увольнение. Благодарности от пациента за дополнительные бесплатные услуги, выходы на работу в неурочное время, как правило, не бывает. Рано или поздно встаёт вопрос: ради чего стараться, и следует разочарование в профессии.

Одновременно разваливается личная жизнь: если доктор срывается спасать пациента в разгар дня рождения своего ребёнка и это не экстренная ситуация, семья такому развитию событий не обрадуется. Теряются дружеские связи — на них просто нет времени. Страдает отдых, от этого падает продуктивность.

Чтобы справиться с синдромом спасателя, медработникам, особенно на старте карьеры, важно не перерабатывать и не пытаться набрать опыта за счёт количества пациентов и числа рабочих смен. Когда нагрузка не столь велика, находятся другие ответы на вопросы, возникающие в ходе работы.

Важно быть объективным в оценке экстренности ситуации. Дайте возможность звонящему вам в выходной больному описать свои симптомы в течение нескольких минут, не перебивайте его. Если немного подождать, то может выясниться, что боль не такая острая и не так часто проявляется. Пациент сам может предложить варианты решения проблемы: «схожу к ближайшему специалисту, если ситуация ухудшится» или «дождусь приёма в рабочее время».

Если вы долгое время работали в режиме спасателя, потребуется некоторое время для перенастройки. Окажется, что в большинстве случаев нет необходимости срываться и пренебрегать личными планами.

Некоторые пациенты не только звонят, но и приходят на приём в нерабочее время: «Доктор, я сижу около вашей приёмной, жду вас». Мой коллега в таком случае говорит: «Никуда не уходите, я буду завтра в 15:45». Он и не отказывает в приёме, и не бежит на помощь сломя голову. На следующий день пациент ждёт его в оговорённое время, и все вопросы решаются.

Но бывают и более серьёзные случаи, когда пациенты настаивают, давят на жалость, требуют, хотя это противоречит плану лечения. Такому давлению тяжело противостоять. Тем не менее стоит проявить твёрдость и осмотрительность. Если для лечения нужно сделать что-то выходящее за рамки должностной инструкции и протоколов, то обязательно следует обсудить изменения с руководством и с пациентом. Иначе могут возникнуть неприятные ситуации, вплоть до судебных исков. Пациент будет говорить: «Я вас об этом не просил, я об этом не знал», руководство — «У вас этого нет в инструкции».

Врачам нужно не забывать заботиться о себе. Расслабляться на выходных и отдыхать в отпуске, правильно питаться, выделять время на личные отношения, физическую активность, хобби. Подумайте о том, что вам нравится помимо работы, составьте план и начните его выполнять. Помните: у вас есть свои потребности, и вы имеете право их удовлетворять.

 

Еще важные и полезные новости для вашей специальности:

 

Связанные циклы обучения