В 2024 году в рамках госпрограммы «Развитие здравоохранения» из федерального бюджета будет выделено 1,33 трлн рублей, что на 10% больше, чем в 2023 году. Эта программа включает в себя 18 федеральных проектов, шесть из которых завершатся в 2024 году. Среди них — развитие детского здравоохранения, обеспечение медицинских организаций квалифицированными кадрами и другие.
**Лидеры по тратам**
Самая затратная статья расходов — организационно-методическое обеспечение разработки программы государственных гарантий и организация обязательного медицинского страхования (ОМС). В следующем году на неё будет выделено 337,3 млрд рублей, что на 20% больше, чем в 2023 году. Из этих средств 198,2 млрд рублей пойдут на компенсацию выпадающих доходов бюджета Федерального фонда ОМС (ФОМС) из-за пониженных тарифов страховых взносов; 138,4 млрд рублей — на обеспечение нестраховых расходов.
На втором месте — лекарственное обеспечение льготных категорий граждан, на которое выделено 206,3 млрд рублей (+10%). Сюда входит обеспечение терапией федеральных льготников, закупки препаратов по программе высокозатратных нозологий (ВЗН) и для пациентов с ВИЧ, поставки вакцин для Национального календаря профилактических прививок и так далее.
Замыкает тройку лидеров по расходам ведомственный проект по обеспечению лекарствами и медицинскими изделиями подопечных «Круга добра». В 2024 году фонд получит из федерального бюджета 175,9 млрд рублей, что на 22% больше, чем в 2023 году.
**Какие расходы не предусмотрены в 2025–2026 годах**
Для комплексных мероприятий и ведомственных проектов, перечисленных в Законе «О федеральном бюджете на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов», финансирование предусмотрено также на 2025-й и 2026 год, за исключением ведомственного проекта внедрения Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 11-го пересмотра (МКБ-11). Он должен завершиться в 2024 году.
Из 18 федеральных проектов в 2025–2026 годах останутся только 12. В 2024 году закончится срок реализации федеральных проектов по укреплению общественного здоровья, развитию экспорта медицинских услуг, созданию единого цифрового контура, развитию национальных медицинских исследовательских институтов (НМИЦ), обеспечению системы здравоохранения квалифицированными кадрами и развитию детского здравоохранения.
Самым масштабным из них по расходам в 2024 году будет создание единого цифрового контура — 11,4 млрд рублей, примерно столько же было потрачено в 2023 году. На втором месте — развитие НМИЦ с суммой 9,9 млрд рублей — на 11% больше по сравнению с прошлым годом. Третье место занял проект по развитию детского здравоохранения с затратами 3,9 млрд рублей, по сравнению с 2023 годом они снизились на 79%. Как правило, деньги по проекту тратятся на строительство или реконструкцию новых больниц.
**Самые крупные федеральные проекты**
Первое место по тратам среди федеральных проектов занимает борьба с онкологическими заболеваниями. По сравнению с 2023 годом расходы по этому направлению снизились на 6%. Сокращены дотации на новое строительство и переоснащение медицинских организаций. На онкопрепараты будет потрачено 140 млрд рублей — столько же, сколько и в 2023 году.
Больше всего выросли затраты по программе борьбы с сахарным диабетом — на 43%. Согласно планам правительства, на неё ежегодно будет выделяться по 10 млрд рублей, но в 2024 году будет больше — 14,3 млрд рублей из-за переноса части средств с 2023 года.
Двузначный рост — 19% — предусмотрен для проекта развития инфраструктуры здравоохранения. Деньги будут вложены в строительство и реконструкцию медицинских учреждений.
**Сколько денег направят в ОМС**
Расходы бюджета ФОМС вырастут в 2024 году на 21% и составят 3,9 трлн рублей. Большую часть из них — 3,1 трлн рублей — получат территориальные фонды ОМС для реализации Программы госгарантий бесплатной медицинской помощи. По сравнению с 2023 годом это больше на 14%.
На высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП), не предусмотренную программой госгарантий, в бюджете ФОМС на 2024 год предусмотрено 131,3 млрд рублей. Это больше на 9% по сравнению с прошлым годом. Основные получатели средств — 98% из общей суммы — федеральные клиники, для них финансирование выросло на 10%. Для частных клиник, напротив, снизилось на 28%.