Появились правила, регламентирующие заключение контрактов на использование санитарной авиации.

Появились правила, регламентирующие заключение контрактов на использование санитарной авиации.

Правительство разработало типовые условия контрактов на выполнение работ в сфере санитарной авиации. Постановление Правительства РФ № 1550 от 14.11.2024 начнёт действовать с 1 января 2025 года.

Основным поставщиком услуг по медицинской эвакуации с помощью вертолётов является АО «Национальная служба санитарной авиации» (НССА). Компания была создана в 2017 году по инициативе госкорпорации «Ростех» и базируется в Санкт-Петербурге. По данным СПАРК, НССА владеют Фонд развития санитарной авиации (учредитель — физическое лицо, которое не указано) — 75 % и АО «Рычаг» — 25 %. «Рычаг» на 49,8 % принадлежит АО «Вертолёты России», которым владеет «Ростех».

За пять месяцев 2024 года НССА эвакуировала более 5 тысяч человек, включая почти тысячу детей. Компания обслуживает 59 регионов, воздушный парк насчитывает 68 вертолётов — 39 «Ансат» и 29 Ми-8.

Исполнитель, то есть компания, проводящая медицинскую эвакуацию с помощью авиации, должна:
* выполнять работы в установленные заказчиком сроки;
* самостоятельно взаимодействовать с аэродромами и операторами вертолётных площадок;
* предоставлять экипаж для выполнения работ даже в случае непредвиденных обстоятельств (например, в случае болезни или смерти члена экипажа иметь сменный экипаж на такой случай);
* иметь ежедневную круглосуточную связь с заказчиком.

На борту судна должны быть в рабочем состоянии и полной комплектации все необходимые медицинские изделия, установленные порядком.

Заказчик услуги по санитарной авиации (например, регион) должен:
* направлять заявку на эвакуацию пациента в тёплое время года за 30 минут, в холодное — за 60 минут;
* к этому времени обеспечить прибытие на взлётно-посадочную или вертолётную площадку пациентов и сопровождающего медицинского персонала;
* после перевозки пациентов провести санитарно-гигиеническую обработку судна.

Даже в случае прибытия санитарной авиации заказчик может принять решение о невозможности транспортировки пациента на основании решения врача бригады или в случае смерти.

Заказчик должен покрыть все расходы исполнителя. Единица работы, которая учитывается при стоимости, обозначена лётным часом (60 минут времени полёта).

Накануне правительство перераспределило между 15 регионами 186,5 млн рублей, предназначенных на поддержку системы санитарной авиации, работающей в труднодоступных местностях, в 2024 году. В пяти субъектах финансирование уменьшится, а 10 регионов получат дополнительные средства. Самый большой транш поступит в Амурскую область — более 33 млн рублей.

Всего в федеральном бюджете в 2024 году на дополнительное обеспечение закупки авиационных работ для оказания медицинской помощи предусмотрено более 7,5 млрд рублей. Работа ведётся в рамках федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», входящего в состав нацпроекта «Здравоохранение».