
11.09.2024 03:17:17
Мы фильтруем информационный шум — вы получаете только суть.
Подпишитесь на наш канал и каждый день будете уверены, что ничего не пропустили и знаете всё. Всего лишь за несколько минут вы получите только суть: новые препараты, законы, научные открытия, происшествия и скандалы, карьера. Спокойствие и удовольствие от чтения гарантированы!
С конца лета несколько регионов объявили о введении специальных выплат медработникам. Они планируют компенсировать выпадающие надбавки тем категориям, которые не вошли в Постановление Правительства РФ № 343 от 20.03.2024. Однако эти обещания отличаются от того, что в итоге получают медики, указывает сопредседатель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал в колонке для «МВ».
В начале июля пресс-центр правительства Кировской области сообщил о введении региональных выплат сотрудникам скорой помощи. Было обещано, что с 1 июня этого года будут установлены доплаты: 19 тыс. руб. для врачей, 11,5 тыс. для фельдшеров выездных бригад, 7,4 тыс. для фельдшеров по приёму вызовов. Компенсационные выплаты обещали «дополнительно к ранее установленным федеральным доплатам». Позднее регион планировал увеличить надбавку с 1 сентября за счёт средств областного бюджета.
На первый взгляд, власти Кировской области решили полностью компенсировать отказ Правительства РФ распространить на скорую помощь мартовское повышение федеральных социальных выплат медперсоналу населённых пунктов с численностью населения менее 100 тыс. человек (постановление № 343). Однако региональные допвыплаты предназначены всем станциям и отделениям областной службы скорой помощи, независимо от численности населённого пункта.
Но есть нюанс. В распространённых пресс-релизах нигде не упоминается, что условием получения выплат кировские власти определили работу не менее чем на 1,5 ставки. Об этом было официально сообщено в письменном ответе министра здравоохранения Кировской области Екатерины Видякиной на обращение трудового коллектива.
Получается парадоксальная ситуация. Изначально введение соцвыплат на федеральном уровне было направлено на решение проблемы дефицита кадров, которая приводит, в частности, к огромным переработкам и хронической усталости медработников, а значит, и к снижению качества оказания медпомощи и дополнительным рискам для пациентов. Решение правительства Кировской области, напротив, стимулирует работу сверх нормы рабочего времени — с превышением в 1,5 раза. Тем самым закрепляется ситуация с дефицитом кадров. Работодатель может теперь отчитаться, что у него почти все вакантные ставки закрыты (неважно, что совместителями).
Кроме того, автоматически, за счёт оплаты переработок и этой спецвыплаты растёт показатель средней зарплаты (в расчёте на одного работника) и облегчается достижение целевых показателей майских указов, поскольку отчётность по ним ведётся в расчёте на одно физлицо, а не на ставку. Стоит отметить, что федеральная соцвыплата на отчётность по майским указам не влияет, поскольку это отдельная мера социальной поддержки и в структуру зарплаты не входит.
В расчёте на одну ставку зарплата фельдшера выездной бригады станции скорой медицинской помощи (ССМП) г. Кирова можно смело назвать нищенской. Оклад недавно повысили с 8252 руб. аж до 9870 руб., а другие надбавки подрезали. В результате в июне–июле зарплата фельдшера бригады СМП на ставку (без совместительства, сверхурочных, дополнительной работы в основное время) составила, например, суммы около 24 тыс. руб. у фельдшера без категории и стажем менее семи лет, меньше 28 тыс. — с категорией и стажем более семи лет. Это до вычета подоходного налога в 13%.
При таких зарплатах получение надбавки в 11,5 тыс. руб. по первому этапу и обещанное её повышение до 23 тыс. на втором становятся для фельдшеров и медсестёр бригад СМП вопросом физического выживания. Чтобы сводить концы с концами, они вынуждены гробить своё здоровье и жертвовать личной жизнью, работая не менее чем на 1,5 ставки.
Анализ зарплатных «квитков» фельдшеров, работающих на 1,5 ставки, позволил обнаружить с июня выплату в 13 219 руб., которая за вычетом 13% подоходного налога как раз и даёт обещанную выплату среднему медперсоналу в размере 11,5 тыс. руб. При этом вызывает удивление название выплаты: «Доплата за расширение зоны обслуживания (РЗС)». В соответствии со ст. 60.2 Трудового кодекса, РЗС — это компенсационная надбавка за дополнительную работу в рамках рабочей смены и никакого отношения к работе по совместительству она не имеет.
Полагаю, что с учётом этого работники, не получившие указанную надбавку из-за того, что работали, например, на 1 или на 1,2, или на 1,4 ставки, вправе заявить о дискриминации и также потребовать этой выплаты пропорционально отработанному времени.
Профсоюз «Действие» готов оказать кировским медработникам юридическую помощь по этому вопросу в случае поступления от них обращения.
Считаю, что было бы более правильным, чтобы правительство Кировской области, если уж оно решило поддержать таким образом сотрудников СМП, официально утвердило эти выплаты как стимулирующие, а конкретные размеры увязало с объёмом фактически отработанного времени, но не ставя минимальным условием переработку в 1,5 ставки.
Несмотря на то, что правительство и Минздрав России в ответ на волну недовольства работников «скорой» объявили, что с недофинансированием их зарплат поручено разобраться властям регионов, мы не наблюдаем «парад спецвыплат» в субъектах. Дополнительные региональные надбавки сотрудникам СМП, работающим по территориальным программам ОМС, введены после марта 2024 года лишь на отдельных территориях.
Это, во-первых, Саратовская область, где в апреле было утверждено положение о поощрительных выплатах сотрудникам выездных бригад СМП. При этом надбавки предназначены только станциям скорой помощи — отдельным юрлицам, а на отделения СМП в составе ЦРБ и других больниц не распространяется. Сама выплата тоже носит несколько странный характер. Размер её не фиксированный, а связан с доведением до установленного уровня зарплаты: врачам до 60 тыс. руб. месяц, фельдшерам до 40 тыс. руб.; медсестрам до 34 тыс. руб., водителям СМП до 35 тыс. руб.
В июне правительство Саратовской области издало ещё одно постановление в поддержку сотрудников «скорой». Согласно ему, врачам, среднему медперсоналу и водителям СМП вводится одинаковая специальная соцвыплата в размере 5 тыс. руб., которая выплачивается за фактически отработанное время.
Гораздо более серьёзная мера соцподдержки анонсирована в августе в Вологодской области: обещаны 50 тыс. руб. для врачей и 30 тыс. руб. для среднего медперсонала скорой помощи в районных муниципальных образованиях, а также по 18,5 тыс. руб. для врачей и 8 тыс. руб. для среднего медперсонала скорой помощи в Вологде и Череповце. Сообщается, что на эти цели из бюджета области выделяют 50 млн руб. до конца этого года и 120 млн руб. ежегодно в последующем. Доплата затронет 700 медработников, в том числе 52 врачей и 648 фельдшеров.
Вот, собственно, и всё, что нам известно о конкретных мерах в регионах. Неудивительно, что хаос и разнобой в системе оплаты труда и соцподдержки службы СМП в стране нарастает. Обостряется, по нашим наблюдениям, дефицит кадров, растёт социальная напряжённость, которая прорывается нередко в протестном отказе сотрудников «скорой» от дополнительных нагрузок и переработок или даже в увольнениях. Федеральному правительству необходимо срочно принимать реальные централизованные меры по исправлению ситуации.