Половина медицинских специалистов предоставляют консультации пациентам по телефону в периоды, когда они не находятся на рабочем месте.

Половина медицинских специалистов предоставляют консультации пациентам по телефону в периоды, когда они не находятся на рабочем месте.

Более 60 % врачей консультируют пациентов дистанционно в нерабочее время. Причём многие делают это и на работе, но большинство не получает доплаты за телемедицинскую работу. Эксперты предупреждают, что такая практика может нести юридические риски для медработников.

Согласно опросу, проведённому «Справочником врача», треть врачей (33 %) ежедневно консультируют пациентов дистанционно, ещё четверть — минимум раз в неделю. Половина врачей, использующих телемедицину, делают это как в рабочее, так и в нерабочее время (56 %), а 6 % — только в нерабочее. Лишь каждый третий специалист не использует личное время для дистанционных консультаций.

В среднем врачи тратят на дистанционную работу с пациентами 12 % рабочего дня, то есть почти целый час. При этом 84 % специалистов никогда не получали доплаты за дистанционные консультации, а о «достаточной» компенсации сказали только 2 % опрошенных.

Врачей спросили, какие телемедицинские технологии они применяют на практике. Большинство (58 %) пользуются дистанционной консультацией с коллегой-врачом или дистанционным консилиумом, 45 % записывают пациента на приём к другому врачу. Среди взаимодействия с пациентом на первый план вышла телефонная консультация (43 %).

Только 34 % врачей никогда не используют телемедицину для консультации пациентов, ещё половина (53 %) консультируют дистанционно «своих» пациентов (которым ранее оказывали очную помощь), а 12 % — всех пациентов.

Для подавляющего большинства тех, кто использует дистанционную связь с пациентом, это обычный телефонный звонок (73 %), на втором месте по популярности — общение в мессенджерах (например, в Telegram), ещё 19 % выбирают электронную почту. Только четверть опрошенных (29 %) общаются с пациентами через специализированные системы — МИС медорганизации или региональную/федеральную информационную систему.

Чаще всего телемедицина помогает врачам дистанционно поддерживать пациента (отвечать на вопросы по его состоянию и назначенному лечению, 54 %), проводить повторный приём (53 %) и дистанционно продлевать рецепт (51 %). Ещё почти 40 % считают полезным направлять пациенту информационные материалы для лучшего понимания им своего состояния, диагноза, назначенного лечения.

На вопрос, что могло бы стимулировать активнее использовать телемедицину, врачи отвечают, что дистанционное ведение (мониторинг) каждого пациента должно оплачиваться дополнительно (46 %), а оплата телемедицинского приёма должна быть такой же, как и очного (44 %). Для каждого третьего специалиста (35 %) мотивацией была бы возможность снизить число очных приёмов.

Врач Константин Хоманов, основатель мобильного приложения «Справочник врача», отмечает, что консультации вне рабочего времени — проблема любого врача. К нему могут обратиться как пациенты, которые уже были на приёме, так и их родственники и знакомые. В эпоху соцсетей врачу могут написать даже из другой страны и потребовать консультации. При этом врач не может и не должен вести такие онлайн-приёмы — это небезопасно с точки зрения возможного вреда пациенту, защиты персональных данных, вреда для врача в юридическом аспекте и профессионального выгорания доктора.

С рисками для врачей при таком общении с пациентами соглашается медицинский юрист, руководитель экспертно-юридической группы «Медика пруф» Артём Зуев. По его словам, в случае конфликтов с пациентом переписка в мессенджерах часто становится юридическим доводом, что врач не соблюдал работу с персональными данными и ставил под угрозу распространение врачебной тайны. «Сейчас суды не сильно обращают на это внимание и не наказывают медицинских работников, но это пока», — пояснил он «МВ».

Артём Зуев отметил, что врач несёт ответственность за рекомендации, предоставленные по результатам дистанционной консультации с применением технологий. Если пациенту будет дана рекомендация по WhatsApp, а ему станет хуже или он умрёт, то в таком случае возможно будет усмотреть и состав преступления, и гражданскую ответственность.

По словам юриста, в законе есть ограниченный перечень объёма консультаций по телемедицине: это профилактика (санитарно-просветительная работа), анализ жалоб и анамнеза с целью принятия решения о необходимости очной консультации. Если врач ведёт пациента, то между очными приёмами допускается наблюдение за состоянием здоровья и оценка назначенных лечебно-диагностических мероприятий. На этом всё. Ни о какой коррекции лечения без очного осмотра в законе не сказано.

Артём Зуев добавил, что врачи по видео и фото ставят в переписке диагнозы и назначают лечение, есть случаи пересылки рецептов. Всё это несёт серьёзные риски для медработника.

Одним из вариантов решения этой проблемы юрист считает включение в стандартное информированное добровольное согласие (ИДС) согласия пациента на общение посредством мессенджеров и понимание связанных с этим рисков.