Почти половина медицинских специалистов не отметила уменьшения нагрузки после применения медицинских изделий с искусственным интеллектом.

Почти половина медицинских специалистов не отметила уменьшения нагрузки после применения медицинских изделий с искусственным интеллектом.

30.07.2024 15:29:52

Половина работников системы здравоохранения, которые используют медицинские изделия с искусственным интеллектом, не заметили снижения нагрузки после внедрения технологии в 2023 году. У некоторых нагрузка даже увеличилась.

Такие результаты могут указывать на несколько факторов:
* выбор неправильной точки приложения инновации;
* серьёзные инфраструктурные ограничения;
* ошибки при интеграции искусственного интеллекта в бизнес-процессы медицинской организации.

Итоги опроса, проведённого Центральным НИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) Минздрава России с 4 по 10 июня 2024 года, показали, что около половины опрошенных специалистов системы здравоохранения, уже использующих медицинские изделия с искусственным интеллектом (МИ с ИИ), отметили снижение нагрузки. Вторая половина таких изменений не увидела.

Почти 60% опрошенных положительно относятся к внедрению МИ с ИИ. Лишь 5% дали негативную оценку. Чуть более 35% относятся к этому нейтрально, сообщила ведущий специалист управления стратегического развития здравоохранения НИИ Александра Бондарович.

Сокращение нагрузки в результате внедрения МИ с ИИ отметили менее половины (44%) респондентов, зато улучшение качества протоколов, формируемых по результатам использования таких медизделий, — 55%, следует из результатов опроса.

На первом этапе в опросе ЦНИИОИЗ приняли участие 15 тысяч работников системы здравоохранения России (врачи, руководители, представители МИАЦ и др.). Затем специалисты сделали выборку из 846 респондентов, имеющих опыт непосредственного использования МИ с ИИ, внедрённых в 2023 году (в опытную или промышленную эксплуатацию). Из них около 78% опрошенных — женщины; 41,7% — практикующие врачи, 19,6% — руководители в сфере здравоохранения.

«Хотелось бы, чтобы разработчики прислушались к мнению медицинского сообщества и использовали итоги нашего опроса в своей практике, — резюмировала Бондарович. — Мы, конечно, будем изучать эту тему глубже, но полученный поверхностный срез тоже даёт представление о предварительных результатах внедрения МИ с ИИ».

Руководитель проектов «РТК Радиология» Ирина Андреева подтвердила факт, что использование ИИ иногда приводит к увеличению нагрузки на медработников. «Наш опыт с регионами (продукт компании внедрён в 47 субъектах) показал, что нагрузка на врачей после внедрения искусственного интеллекта выросла, — рассказала она. — Увеличилось время подготовки заключений, несмотря на то, что в центральном архиве у нас есть протокол от ИИ, ведь теперь врач вынужден формировать дополнительную отчётность по работе ИИ (в случае получения ложноположительных/ложноотрицательных заключений)».

По её словам, чтобы решить эту проблему и достичь целей, которые традиционно ставят перед решениями на базе ИИ в контексте повышения скорости, доступности и качества медицинской помощи, следует обеспечить высокий уровень инфраструктуры (скорость связи, серверные мощности и т. д.) и интеграцию сервиса в бизнес-процессы медорганизации.

«Как правило, при выполнении описания результатов исследования врач не имеет ещё результатов его обработки сервисом искусственного интеллекта, — пояснила Андреева. — Когда же они приходят, доктор вынужден снова обращаться к своему протоколу, сверять его с тем, что «увидел» ИИ, возможно, корректировать что-то в своём заключении или формировать отчёт о согласии-несогласии с выводами ИИ».

Всё это может приводить к росту затрат времени на подготовку заключения на 40%. Другой сценарий, который, наоборот, позволит экономить до 30% времени врача: если при выполнении описания ему сразу доступен формализованный протокол ИИ, привела пример Андреева.

«Технологии прекрасны, но они не работают, если мы для них не нашли корректную точку приложения, — подтвердил заместитель руководителя Департамента здравоохранения Москвы Илья Тыров. — Каждую технологию мы много раз пробуем в разных точках приложения и оставляем там, где чувствуется, что она приносит пользу врачам, пациентам и системе здравоохранения. Если же она не работает, то, скорее всего, была выбрана неправильная точка приложения, и там надо использовать что-то другое».