Почему удаление системы Семашко было неправильным решением: о чём не рассказали авторы реформ

Почему удаление системы Семашко было неправильным решением: о чём не рассказали авторы реформ

28.09.2024 11:47:58


Мы фильтруем информационный шум — вы получаете только суть.

Подпишитесь на наш канал и каждый день будете уверены, что ничего не пропустили и знаете всё. Всего лишь за несколько минут вы получите только суть: новые препараты, законы, научные открытия, происшествия и скандалы, карьера. Спокойствие и удовольствие от чтения гарантированы!


В XX веке СССР занимал лидирующие позиции в развитии общественного здравоохранения. Это подтверждалось не только внутренними показателями, но и признанием со стороны других стран.

Даже в начале реформ в сфере здравоохранения, когда в 1988 году в некоторых регионах СССР внедрили новый механизм хозяйствования и планировали рост объёма платных медицинских услуг, а в 1991 году приняли закон о медицинском страховании, западные страны ещё не достигли всеобщего охвата медицинскими гарантиями или только стремились к этому.

Таблица 1 демонстрирует различия в подходах к медицинскому обслуживанию в СССР и других странах в разные годы.

| Страна | 1975 год, охват медгарантиями работающего населения, % | Год нормативной общедоступности медпомощи всем группам населения | 1989 год, доля личных расходов граждан в текущих расходах на здравоохранение, % |
| --- | --- | --- | --- |
| СССР | 100 | 1936 | 3,9 |
| США | нет данных | нет до сих пор | 20,5 |
| Ирландия | 71 | нет до сих пор | 16,8 |
| Нидерланды | 74 | 2006 | 11,2 (1998) |
| Новая Зеландия | нет данных | 2000 | 11,4 |
| Франция | 94 | 1999 | 11,7 (1990) |
| Бельгия | 96 | 1994 | 20,7 (2003) |
| Швейцария | 100 | 1994 | 32,3 (1995) |
| Германия | 72 | 1988 | 11,4 |

Условия в западных странах способствовали созданию общедоступной медицины: небольшая территория, развитая сеть городов, высокая плотность населения, зажиточность, сильная экономика, медицинская наука и подготовка врачей. В СССР же была огромная территория с неравномерно развитыми регионами, низкая плотность населения, массовая нищета, большие расстояния между городами, слабая экономика.

Николай Семашко и его коллеги создали уникальную систему инноваций, которая позволила гарантировать общедоступность медпомощи по всей территории страны. Западная система социального страхования требует высокого уровня производства и доходов населения, она тормозит развитие экономики налоговой нагрузкой на труд. В СССР заменили удерживаемые из зарплат взносы более солидарными общими налогами, что позволило снять налоговую нагрузку с труда и быстро наращивать финансирование здравоохранения.

Создание первого в мире министерства здравоохранения и объединение клиник в общенациональную сеть позволило эффективно распределять ресурсы и удерживать кадры даже в отдалённых регионах. Замена страховых экспертов управляющей вертикалью главных специалистов — практикующими врачами — обеспечила эффективный контроль качества помощи и развитие кадров.

Разорительный для общественных финансов рыночный антагонизм страховщиков и клиник был решён объединением врачей и финансистов в единую систему Минздрава СССР с общей задачей обеспечить доступность и высокое качество медпомощи с минимумом издержек.

Эффективность этих решений была доказана опытом стран «третьего мира» с низким доходом, которые благодаря помощи советских специалистов создали эффективные системы общедоступной медицины значительно раньше, чем многие развитые государства: Монголия, Куба, Алжир. Здравоохранение стало важной, если не главной «мягкой силой» СССР в холодной войне.

Профессор Майкл Филд из Бостонского университета отмечал, что советская медицина является одним из наиболее впечатляющих и позитивных достижений советского режима. Он также подчёркивал, что советская модель имеет более широкую идеологическую привлекательность, особенно для слаборазвитых стран, чем частно-государственная американская модель.

Все без исключения западные страны шли к общедоступной медпомощи, прагматично гибридизируя свои рыночно-страховые системы с принципами системы Семашко: создавая профильные министерства, заменяя регулирование рынка госпланированием, социальное страхование — общими налогами, оплату услуг — финансированием работы медорганизаций: подушевое финансирование, глобальный бюджет/гибкая смета.

Однако в позднем СССР элита начала требовать от здравоохранения безусловного удовлетворения растущего спроса населения, одновременно сокращая финансирование. В этих условиях технологическое отставание советской медицины, износ её фондов и рост недовольства населения были неизбежны. Однако вместо признания ошибок и их исправления была предпринята попытка дискредитации самой системы Семашко.

Даже сегодня в России сохранилась часть этой системы, которая демонстрирует превосходство как над коммерческими системами, так и общедоступными госклиниками, финансируемыми из средств ОМС. Речь идёт о ведомственной медицине, текущие расходы которой в СССР покрывались по общим нормативам из бюджета, но «своё» ведомство брало на себя капитальные затраты и дополнительное текущее финансирование.

Поэтому самым очевидным решением в начале 90-х годов было не ломать систему Семашко, меняя её на более дорогую и менее эффективную рыночно-страховую модель, а сосредоточиться на наполнении здравоохранения деньгами с простым критерием — довести финансирование общедоступных клиник до уровня ведомственных.

 

Связанные циклы обучения