Почему российская система оценки качества медицинской помощи вызывает вопросы и сомнения.

Почему российская система оценки качества медицинской помощи вызывает вопросы и сомнения.

27.02.2025 03:32:26


Мы фильтруем информационный шум — вы получаете только суть.

Подпишитесь на наш канал и каждый день будете уверены, что ничего не пропустили и знаете всё. Всего лишь за несколько минут вы получите только суть: новые препараты, законы, научные открытия, происшествия и скандалы, карьера. Спокойствие и удовольствие от чтения гарантированы!


В последние годы в сфере уголовного права произошли изменения, касающиеся наказания врачей и медицинских учреждений. Была отменена скандальная 238-я статья УК РФ, которая использовалась для преследования медработников. Минздрав начал разрабатывать новые критерии оценки качества медицинской помощи. Однако руководитель экспертно-юридической группы «Медика пруф» Артём Зуев считает, что кардинальных изменений в медицине не произойдёт.

В последние 15 лет в России оказание медицинской помощи постепенно переводится из области медицинских знаний в юридическую плоскость. Это происходит за счёт внедрения нормативных документов, которые регламентируют порядок оказания помощи: стандартов, порядков и клинических рекомендаций.

Важно отметить, что врачи пока игнорируют юридические аспекты своей деятельности, в то время как юристы активно используют эту платформу для усиления гражданской и уголовной ответственности. Созданная юридическая основа не позволяет качественно лечить, но уже даёт возможность качественно судить. Без чёткой системы качества оказания медицинской помощи трудно ожидать положительных результатов.

В законодательстве отсутствует конкретное понятие «качество медицинской помощи». Существующее определение в законе «Об охране здоровья граждан» вызывает больше вопросов, чем даёт понимания. Например, определение «правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи» создаёт неопределённость для врача, поскольку специалист исходит из клинической картины и индивидуальных особенностей организма. Такая формулировка позволяет легко проводить контроли, надзоры и экспертизы, сравнивая выбранные методы с клиническими рекомендациями. Однако в этой системе всегда есть дефекты медицинской помощи, поскольку контролёры от медицины, эксперты и юристы применяют клинические рекомендации как обязательные инструкции. В результате снижается качество медицинской помощи, растёт недовольство граждан и увеличивается число гражданских исков и уголовных дел.

Ещё более непонятным в определении качества медицинской помощи является понятие «степени достижения результата». Ни один подзаконный акт не раскрывает эту степень, и она не учитывается в проверках и экспертизах. Неясно, какую именно степень и в какой градации (проценты, коэффициент или другое) имел в виду законодатель. Например, степень достижения результата при лечении пневмонии составила 50%, и пациент умер при относительно качественном лечении — как оценить такую медицинскую помощь?

Приказы Минздрава, определяющие критерии и порядок проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, вызывают недоумение у практикующих врачей. Однако они дают основу для фантазии проверяющего или эксперта. В критериях качества применён процессный подход, то есть определён алгоритм действий врача, который известен медработнику ещё с третьего курса вуза. Однако подход к оценке качества через критерии часто наполняется только знакомыми проверяющему или эксперту доводами. Такая фантазия порождает негласное правило, что проверка ведомственного и/или государственного контроля не должна заканчиваться без нарушений. Поэтому инспекторам приходится высасывать из пальца какие-то нарушения, используя неконкретность определений и требований.

Имеющаяся система качества медицинской помощи создаёт хаос. Организаторы здравоохранения понимают её в одном контексте, инспекторы Росздравнадзора — в другом, юристы и правоохранители — в третьем, судебно-медицинские эксперты — по-своему. Врач же не понимает, что это такое, и как ему соблюдать требования, чтобы его работу посчитали качественной.

Предложенные регуляторами и ведомствами варианты реформы оценки качества медицинской помощи не решают проблему. Разработанный документ Минздрава включает просто свод разделов из всех клинических рекомендаций, опять же по принципу чек-листа — врач сделал или не сделал. Такой подход не решит проблему, и ничего не поменяется — у нас снова останется процессный подход и голые алгоритмы действий врача.

Росздравнадзор также разрабатывает национальный стандарт оценки качества медицинской помощи. Документ ещё не готов, но поправки хотят внести сразу в закон № 323-ФЗ. В таком случае получится как с клиническими рекомендациями: их ещё не ввели, а в законе прописали — в результате врачи не могут использовать КР, зато за это их сажают и судят.

Пока в отечественном праве не будет закреплён понятный и конкретный термин качества медицинской помощи, ничего не сдвинется с места, какие бы критерии ни придумали и какие бы национальные стандарты ни ввели. Что для этого можно сделать?

Во-первых, использовать развитие цифровизации для создания системы качества. В рамках Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения можно создать базы знаний и сформировать мониторинговые системы, способные в реальном времени обеспечивать сверку оказываемой помощи по данным медицинской карты и обследования. Эта система должна обеспечивать сигналы для врача, подсказки — своего рода ИИ-консилиум.

Кроме того, крайне необходимо определить механизмы оценки степени достижения результатов лечения — в законе понятие есть, а критериев нет. Именно по этой степени следует определять качество лечения, поскольку сухие алгоритмы действия врача ничего общего не имеют с качеством лечения. Сейчас система работает так: есть алгоритм, что должен делать врач, а есть контролёр, который по чек-листу это сверяет. Например, врач не провёл ЭКГ, значит, некачественно оказал помощь, нарушил права пациента. Даже если пациент полностью выздоровел. Или противоположный случай — алгоритм врачом проведён безупречно, весь чек-лист «зелёный», помощь оказана качественно, а пациент почему-то умер. Эти примеры показывают, что вопрос очень сложный.

Наконец, необходимо сделать так, чтобы оценка качества медицинской помощи помогала пациенту быть информированным и понимать (насколько это возможно) суть оказания помощи и её риски. В случае возникновения нежелательных событий нормальная система оценки должна отделить естественные или непредвиденные осложнения от ошибок врача.

 

Еще важные и полезные новости для вашей специальности:

 

Связанные циклы обучения