06.12.2024
Народный фронт провёл опрос среди 16,1 тыс. граждан, чтобы узнать их мнение о национальных проектах «Здравоохранение» и «Демография».
52 % участников опроса оценивают ситуацию в здравоохранении как скорее плохую. Хорошей её считают 35 % россиян. 36 % респондентов отметили улучшение в отрасли, примерно столько же — ухудшение (38 %). Каждый четвертый (26 %) заявил, что ничего не поменялось.
Исследование проводилось на электронной платформе Народного фронта «Народный Контроль» с 7 по 20 ноября 2024 года. В нём приняли участие 16 126 респондентов из 89 регионов. Большинство участников (72 %) — граждане в возрасте от 30 до 59 лет. Больше половины (68 %) — женщины.
Большинство опрошенных (55 %) сообщили, что редко посещают медицинские учреждения, около трети (30 %) несколько раз в месяц и 11 % — часто.
Участников также спрашивали об их мнении о национальном проекте «Демография». Почти половина (47 %) опрошенных позитивно оценивают изменения в сфере поддержки семьи за последние пять лет, и лишь 10 % — негативно.
По оценкам Минздрава, почти половина граждан в июне 2024 года были удовлетворены медицинской помощью. До пандемии COVID-19 этот показатель был существенно ниже, сообщал министр здравоохранения Михаил Мурашко. Годом ранее он заявлял, что показатель удовлетворённости россиян государственной медициной достиг максимальных значений (цифр не было приведено). По итогам 2022 года Минздрав оценивал его на уровне 41,4 %.
Резкий рост уровня удовлетворённости медпомощью может быть обусловлен тем, что в прошлом году Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава изменил формулу его расчёта. До этого в России не было единой методики определения этого показателя, хотя он с 2022 года включён в федеральный проект «Модернизация первичного звена здравоохранения» в качестве цели.
По данным опроса, проведённого страховыми компаниями, среди параметров работы медицинских организаций, которые чаще всего не устраивали пациентов в 2022 и 2023 годах, преобладали «доступность записи на приём», «ожидание медицинской помощи» и «ожидание у кабинета врача». Именно долгое ожидание медпомощи по ОМС чаще всего служит причиной обращения пациентов к платной медицине.
Ранее в России предложили создать государственный рейтинг врачей. В качестве критериев оценки специалиста в национальный рейтинг предлагается включать, в том числе, сведения о количестве пациентов, которым установлен диагноз в соответствии с МКБ за определённый период (квартал и др.); результатах оказания медицинской помощи по годам с детализацией исходов лечения (выздоровление, улучшение, без перемен, ухудшение, летальный исход), а также узкопрофильные критерии, такие как количество определённых процедур и операций. Единый информационный ресурс позволит пациенту заранее оценивать компетенции специалистов и не записываться на приём «вслепую», отмечают инициаторы проекта.