
14.02.2025 03:31:38
Мы фильтруем информационный шум — вы получаете только суть.
Подпишитесь на наш канал и каждый день будете уверены, что ничего не пропустили и знаете всё. Всего лишь за несколько минут вы получите только суть: новые препараты, законы, научные открытия, происшествия и скандалы, карьера. Спокойствие и удовольствие от чтения гарантированы!
Тарифная политика в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) должна стать более прозрачной. Для этого к процессу формирования тарифов можно привлечь Федеральную антимонопольную службу. Наибольшие вопросы вызывает тарификация первичной медико-санитарной помощи, которая финансируется по подушевому нормативу на прикрепившихся граждан.
Тарифы на эти услуги устанавливают комиссии по разработке территориальных программ госгарантий. Поскольку методика их расчёта не установлена, они часто определяются по остаточному принципу и различаются от региона к региону. Фактически субъекты используют первичное звено как буфер для компенсации дефицита средств в системе ОМС.
Например, отсутствует методика расчёта тарифов на диагностические исследования. В результате в некоторых регионах стоимость этих услуг превышает среднерыночную.
«Нужен какой-то разумный целевой ограничитель, при котором ниже определённой нормы нельзя снижать ресурсы для первичного звена. При оплате амбулаторной стоматологической помощи используются условные единицы трудоёмкости, порядок установления которых также отсутствует», — сообщила заместитель председателя Счётной палаты Галина Изотова.
Общий объём внутренних финансовых резервов для повышения сбалансированности распределения средств ОМС по амбулаторно-стоматологической помощи только в 2023 году превысил 3 млрд рублей.
Тарифы на амбулаторную помощь с федерального уровня не регулируются вообще, только на уровне методических рекомендаций и общих подходов. Как пояснил первый заместитель министра здравоохранения Владимир Зеленский, сейчас законодательство выглядит именно так. Он напомнил, что с 2025 года для профилактики дефицита средств в системе скорой медицинской помощи (СМП) Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) запретил медорганизациям перенаправлять деньги, выделяемые на скорую помощь, на другие виды лечения. Введение аналогичных ограничений сейчас рассматривается для профилактических мероприятий.
В планах Минздрава также переход на оплату лечения по фактическим затратам с 2026 года. Это должно исключить злоупотребления при выборе медорганизациями более дорогих схем лечения из клинико-статистических групп (КСГ), например, при химиотерапии.
Глава ФОМС Илья Баланин назвал финансовое состояние государственных клиник по итогам 2024 года достаточно хорошим. Просроченная кредиторская задолженность сократилась почти на 25% и наблюдается лишь у 6% клиник в системе ОМС. Год назад их было почти 10%. По его мнению, это говорит о том, что применяемая тарифная политика адекватная: она покрывает основные затраты медорганизаций на оказание помощи.
Хотя тарифная система совершенствуется, существует проблема недостаточных бюджетов на региональном уровне. Есть нюансы и в том, как перераспределяются бюджетные средства между разными службами и на какие-то отдельные нозологии, считает член Комитета Госдумы по охране здоровья Тамара Фролова. Кроме того, отсутствует единая информационная система, и тарифы в регионах считают «на коленке» в ручном режиме. При этом она считает, что подключение к этим расчётам ФАС вряд ли станет панацеей — здравоохранение слишком специфичная отрасль.
«Разбалансировка финансового обеспечения в регионах идёт за счёт высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) и специализированной помощи. Стоимость ВМП завышена на 15%. Если говорить простым языком, это самое дорогое, что есть в территориальной программе. Онкология — то же самое. И вот уже больше половины средств оттянули эти самые дорогостоящие виды, это всё происходит за счёт ущемления медицинской помощи в других медорганизациях, в том числе в ЦРБ. Сейчас в Программе госгарантий мы установили минимальные размеры базовой ставки для расчёта норматива затрат для круглосуточных и дневных стационаров. Думаю, также нужно установить минимальный размер базовых ставок для поликлиник», — заявила Фролова.
Недостатки нормативно-правового и методологического обеспечения в ряде случаев приводят к формированию тарифов, размер которых либо превышает затраты на оказание медпомощи, либо не покрывает их. Чаще всего фактические расходы медорганизаций завышают при расчёте стоимости норматива федеральных затрат на оказание услуг ВМП — в среднем на 13%, подсчитали в Счётной палате. Кроме того, дифференциация стоимости лечения внутри КСГ создаёт возможность применения «выгодных» для клиник тактик лечения заболеваний. Недостатки тарифной политики в ОМС оказывают влияние на финансовую устойчивость системы, делают вывод аудиторы.