Нет необходимости включать гарантированные выплаты медработникам в понятие оклада.

Нет необходимости включать гарантированные выплаты медработникам в понятие оклада.

22.09.2024 17:22:42


Мы фильтруем информационный шум — вы получаете только суть.

Подпишитесь на наш канал и каждый день будете уверены, что ничего не пропустили и знаете всё. Всего лишь за несколько минут вы получите только суть: новые препараты, законы, научные открытия, происшествия и скандалы, карьера. Спокойствие и удовольствие от чтения гарантированы!


С 1 апреля 2024 года федеральным государственным учреждениям, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы ОМС, необходимо обеспечить долю выплат по окладам в структуре фондов заработной платы медицинских работников не ниже 50% без учёта компенсационных выплат. При этом уровень зарплаты медработников должен сохраниться и быть не ниже, чем в предшествующем году, с учётом повышения в соответствии с законодательством.

В постановлении Правительства РФ № 2353 от 28.12.2023 нет специфического толкования термина «оклад». Поэтому он будет определяться исходя из общих нормативных положений.

Согласно ч. 4 ст. 129 Трудового кодекса РФ, оклад — это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Это одна из составных частей заработной платы, в которую также входят компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ч. 2 ст. 135 ТК РФ, системы оплаты труда, которые включают в том числе и размеры окладов, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников в федеральных государственных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казённых учреждений утверждено Постановлением Правительства РФ № 583 от 05.08.2008. Согласно п. 2.1 данного нормативного акта, системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений устанавливаются с учётом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, и федеральными учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные бюджетные учреждения. Указанные примерные положения носят для федеральных бюджетных учреждений рекомендательный характер.

Приказом Фонда пенсионного и социального страхования РФ № 815 от 05.05.2023 утверждено Примерное положение об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений центров реабилитации. В нём приведены рекомендуемые минимальные размеры окладов медицинских работников (п. 4 Приложения 1). Кроме того, положением об оплате труда работников учреждения может быть предусмотрено установление медработникам повышающих коэффициентов к окладам, в том числе за выслугу лет, за высокую квалификацию, персонального повышающего коэффициента. Решение о введении таких коэффициентов принимается учреждением с учётом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Размер выплат по повышающим коэффициентам к окладу определяется путём умножения размера оклада работника на повышающий коэффициент (п. 9 Примерного положения).

При этом в Примерном положении отдельно оговаривается, что применение повышающего коэффициента к окладу и персонального повышающего коэффициента не образовывает нового оклада (см. пп. 11.3, 12.2). Для повышающего коэффициента за высокую квалификацию такой оговорки не сделано, но, на наш взгляд, она предполагалась.

Таким образом, по нашему мнению, формулировки Примерного положения позволяют заключить, что оклад и выплаты по повышающим коэффициентам представляют собой различные виды выплат. Включение выплат по повышающим коэффициентам в состав оклада представляется неверным, а размер оклада должен определяться без учёта таких выплат. Полагаем, что оснований каким-то иным образом определять размер оклада для целей применения Постановления № 2353 нет.

 

Связанные циклы обучения