В рамках базового среднего профессионального медицинского образования вторую специальность будут получать не менее 30% выпускников. В настоящее время совместно с главными внештатными специалистами и профессиональными ассоциациями разрабатываются перечни таких специальностей.
Директор Всероссийского учебно-научно-методического центра (ВУНМЦ) Минздрава России Александр Мирошниченко рассказал в интервью «МВ», что практика получения второго диплома уже существует. Обычно регионы реализуют такие программы на последнем курсе обучения параллельно с завершением основной образовательной программы. Цель — включить эту практику в новые стандарты среднего профессионального образования (СПО).
Разработка перечня доступных для освоения специальностей ведётся совместно с главными внештатными специалистами, образовательными организациями и профессиональными ассоциациями.
«Для рынка труда наличие у специалистов со средним медицинским образованием двух и более квалификаций имеет критически важное значение. В настоящее время в рамках среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования из 36 специальностей можно освоить только 11. Остальные 25 доступны только через программы профессиональной переподготовки. Разумеется, часть программ, требующих большого объёма знаний, умений и навыков, останется доступной для освоения исключительно через профессиональную переподготовку», — пояснил Мирошниченко.
По его словам, в высшей школе практика получения двух квалификаций, особенно по смежным специальностям, реализуется уже давно, и здесь никаких нововведений не ожидается. Однако есть вероятность внесения изменений в стандарты по некоторым специальностям ординатуры.
Ранее «МВ» сообщал, что в России планируется введение обязательной второй специальности для обучающихся в медицинских колледжах. Информация о готовящихся новациях была представлена в презентации министра здравоохранения Михаила Мурашко на совещании в ВУНМЦ в конце сентября.
Участники рынка считают, что с точки зрения качества подготовки младшего медицинского персонала тренд на «многопрофильность» медицинской сестры — позитивная инициатива, которая упрощает ротацию кадров на рынке труда. Однако есть риск удлинения периода обучения, так как расширение компетенций требует более высокого уровня знаний и навыков.