На 2025 год утверждена программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

На 2025 год утверждена программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

31.12.2024 03:30:20

Правительство утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (ПГГ) на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов. Документ с приложениями опубликован на портале publication.pravo.gov.ru и доступен на «МВ».

Нормативы базовой программы ОМС рассчитаны с учётом основных параметров сценарных условий прогноза социально-экономического развития РФ на предстоящую трёхлетку (от 26.08.2024). По этому прогнозу индексация среднемесячной зарплаты работников составляет:
* на 2025 год — 113,2%;
* на 2026-й — 110,2%;
* на 2027-й — 108,3%.

Инфляция прогнозируется на уровне 104,5%, 104%, 104% соответственно.

При расчёте была учтена структура расходов на заработную плату и прочие расходы исходя из фактических показателей 2023 года по данным годовой формы федерального статистического наблюдения № 62 «Сведения о ресурсном обеспечении и об оказании медицинской помощи населению». Кроме того, предусмотрена дополнительная индексация до фактической заработной платы в 2024 году (рост на 117,8%).

Проект программы содержит ряд новых положений по сравнению с ПГГ 2024 года. Средние нормативы объёма медпомощи, оказываемой за счёт бюджетных ассигнований, сохранены на 2025 год на уровне текущего года, а на 2026–2027 годы планируется снижение нормативов для первичной специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях:
* на 0,7% — для посещений с профилактической и иными целями (0,725 посещения на 1 жителя) и обращений по заболеваниям (0,143 обращения на 1 жителя);
* на 2% — для медпомощи в дневном стационаре (0,00096 случая лечения на 1 жителя).

Нормативы объёма специализированной медпомощи в стационарных условиях снижены на 1,4%, до 0,0136 случая госпитализации на 1 жителя. При этом средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медпомощи увеличены на 2025 год в среднем на 18%.

Средние нормативы объёма медпомощи, оказываемой за счёт средств ОМС, также скорректированы. Так, норматив на посещения в рамках профилактических медосмотров снижен на 14,3% по сравнению с 2024 годом, а на посещения в рамках диспансеризации — увеличен на 11,3%. Средние нормативы объёма скорой медицинской помощи на 2025–2027 годы сохранены на уровне 2024 года и составляют 0,29 вызова на 1 застрахованного.

Дополнительно планируется выделить нормативы объёма медпомощи и нормативы финансовых затрат на проведение диспансеризации для оценки репродуктивного здоровья россиян. Этими мероприятиями предполагается охватить 32% от численности женщин и мужчин в возрасте 18–49 лет (19,4 млн человек). Расходы на эти цели составят в 2025 году 42,85 млрд руб.

Впервые в проекте ПГГ установлены нормативы объёма медпомощи на посещения с профилактическими целями центров здоровья — 5% от работающего населения в 2025 году (3,2 млн человек). Расходы на эти цели запланированы на 2025 год в размере 4,4 млрд руб.

Предусматривается увеличение на 18% среднего норматива объёма медпомощи по профилю «Онкология»:
* в условиях дневных стационаров — с 0,011726 случая лечения в 2024 году до 0,013842 случая в 2025–2027 годах при стоимости 76 759,3 руб. на 2025 год;
* в условиях круглосуточного стационара — на 12,7%, с 0,010536 случая госпитализации до 0,011879 случая при стоимости 100 791,9 руб. на 2025 год.

Увеличен также норматив для оказания медпомощи пациентам с вирусным гепатитом С — в 2,5 раза, до 100 тыс. человек. Средние нормативы объёма при экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО) будут увеличены на 13,2%, до 0,000719 случая (в 2024 году — 0,000635 случая).

Впервые в проекте ПГГ на 2025 год установлены нормативы объёма медпомощи и нормативы финансовых затрат по отдельным видам операций по профилю «Сердечно-сосудистая хирургия» в условиях круглосуточного стационара:
* на стентирование коронарных артерий (за исключением федеральных медорганизаций, ФМО) средний норматив объёма составит 0,002327 случая госпитализации, при средней стоимости 193 720,9 руб.;
* на имплантацию частотно-адаптированного кардиостимулятора взрослым (за исключением ФМО) — 0,000430 случая госпитализации, при средней стоимости 254 744,6 руб.;
* на эндоваскулярную деструкцию дополнительных проводящих путей и аритмогенных зон сердца — 0,000378 случая госпитализации, в том числе ФМО — 0,000189 случая, при средней стоимости 306 509,2 руб.;
* на оперативные вмешательства на брахиоцефальных артериях (стентирование/эндартерэктомия) (за исключением ФМО) — 0,000472 случая госпитализации, при средней стоимости 199 504,5 руб.

Увеличены также на 4% по сравнению с текущими средние нормативы объёма помощи по профилю «Медицинская реабилитация» в амбулаторных условиях, в дневном и круглосуточном стационарах.

В 2025 году в ПГГ включены новые методы оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медпомощи в рамках базовой программы ОМС:
* замена нейростимуляторов и помп на постоянных источниках тока для нейростимуляции головного и спинного мозга, периферических нервов;
* эндоваскулярная, хирургическая коррекция нарушений ритма сердца без имплантации кардиовертера-дефибриллятора;
* мониторинг и периодическая реабилитация детей с хронической сердечной недостаточностью с имплантированными желудочковыми вспомогательными системами кровообращения длительного использования с проверкой функционирования и заменой внешних элементов;
* мониторинг после имплантирования желудочковой вспомогательной системы длительного использования у взрослых;
* комплексная медицинская реабилитация после протезирования нижних конечностей с установкой постоянного протеза.

Врачи раскритиковали проект ПГГ в части расчётов государства на компенсацию стоимости отдельных препаратов. За месяц проект получил около 500 отзывов от специалистов, большинство из них касались затрат на закупки отечественного генно-инженерного биологического препарата неоваскулген (МНН дезоксирибонуклеиновая кислота плазмидная). Его используют для лечения ишемии нижних конечностей — состояния, характеризующегося недостаточным притоком крови. В проекте предлагается платить больницам из бюджета 89 тыс. руб. за каждый случай применения этого препарата в стационаре, однако врачи указывают, что на рынке препарат стоит гораздо дороже, и просят поднять компенсацию до 115–120 тыс. руб. Критике подверглись и другие расчёты затрат медпомощи по ОМС, например, по офтальмологическому профилю.

Согласно планам Минфина, расходы федерального бюджета на здравоохранение в 2025 году составят 1,86 трлн руб. Расходы Федерального фонда ОМС вырастут на 15,4% по сравнению с текущими и впервые превысят 4 трлн руб.

 

Связанные циклы обучения