Модели для оценки компетенций в сфере здравоохранения.

Модели для оценки компетенций в сфере здравоохранения.

08.03.2025 03:31:42


Мы фильтруем информационный шум — вы получаете только суть.

Подпишитесь на наш канал и каждый день будете уверены, что ничего не пропустили и знаете всё. Всего лишь за несколько минут вы получите только суть: новые препараты, законы, научные открытия, происшествия и скандалы, карьера. Спокойствие и удовольствие от чтения гарантированы!


Один из ключевых факторов успеха в развитии здравоохранения — повышение уровня компетенций управленческих кадров. Это подтверждается многочисленными научными исследованиями, посвящёнными менеджменту в отрасли.

В базе данных PubMed по запросу «healthcare management» найдено более 850 тысяч публикаций, причём почти половина из них создана за последние 10 лет. Это говорит о растущем интересе к теме управления в медицине.

Несмотря на активное развитие отрасли, компетенции руководителей часто не успевают адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Опрос управленцев здравоохранения Москвы показал, что одна из основных проблем — несоответствие программ повышения квалификации современным требованиям.

Рассмотрим три популярные международные модели компетенций, которые могут быть полезны организаторам российской медицины.

**Модель оценки компетенций IHF (Международная федерация больниц)**

Разработана в 2015 году Глобальным консорциумом по повышению профессионального уровня управления здравоохранением. В 2023 году модель была обновлена до версии IHF’s competency model-2023 с учётом опыта пандемии COVID-19, внедрения искусственного интеллекта, глобальных изменений климата и других факторов.

Модель включает шесть разделов:
* ценности (личные, профессиональные и организационные руководящие принципы для принятия решений);
* саморазвитие (продолжение обучения и совершенствования);
* исполнение (реализация и контроль общего направления действий);
* взаимоотношения (понимание и поддержка индивидуальных потребностей людей);
* управление контекстом (в сфере своего влияния и за пределами медорганизации);
* трансформация (руководство системными изменениями и развитием медуслуг).

Руководство содержит также 32 компетенции и 78 утверждений, которые помогают руководителям оценить свой уровень владения теми или иными навыками.

В новой версии особое внимание уделяется саморазвитию специалистов, а также таким компетенциям, как эмоциональный интеллект и лидерство, основанное на сострадании. Прежняя модель не содержала этих компетенций, что отражает общую тенденцию к человекоцентричности не только в клинической медицине, но и в управлении здравоохранением.

IHF находится в открытом доступе, что делает её удобным инструментом для оценки навыков и профессионального роста.

**Модель компетенций MCAP+ (для руководителей больниц)**

Разработана на основе анализа 12 исследований и включает семь ключевых компетенций, необходимых руководителям больниц. Каждая компетенция связана с конкретными поведенческими элементами, что позволяет специалистам оценить свой уровень владения навыками.

Основные компетенции MCAP+:
* доказательства (принятие решений на основе фактических данных);
* ресурсы (управление операциями, администрированием и ресурсами);
* знания (понимание среды здравоохранения и организации);
* коммуникации (развитие межличностных навыков и управление отношениями);
* лидерство (руководство людьми и организацией);
* изменения (управление изменениями и их внедрение);
* профессионализм (соблюдение этических и профессиональных стандартов, ответственность перед пациентами и обществом, ориентация на оказание услуг и стремление к непрерывному обучению).

Модель помогает руководителям не только оценить свои текущие навыки, но и определить направления для развития.

**Инструмент оценки компетенций ACHE Healthcare Executive 2025**

Разработан Американским колледжем руководителей здравоохранения (ACHE), включает пять основных направлений:
* лидерство (способность вести за собой команду);
* управление коммуникациями и отношениями (развитие эффективных коммуникаций и построение прочных отношений);
* профессионализм (соблюдение этических норм и стандартов);
* знание среды здравоохранения (понимание особенностей медицинской сферы);
* деловые навыки и знания (управление финансами, стратегическое планирование) и другие бизнес-аспекты.

Преимущество этой модели в том, что она не только оценивает текущий уровень компетенций, но и предлагает персонализированный план развития с рекомендациями по программам обучения и материалам для изучения. Инструмент находится в открытом доступе и ежегодно обновляется.

Все рассмотренные модели компетенций — IHF, MCAP+ и ACHE — могут быть использованы для разработки образовательных программ для руководителей сферы здравоохранения. Они имеют много общего — включают такие компетенции, как лидерство, коммуникативные навыки и профессионализм. Кроме того, они разработаны так, чтобы их можно было применять для оценки конкретных навыков руководителей.

Но у этих моделей есть ограничения. Например, они не учитывают различия в уровне компетенций, необходимых для разных секторов здравоохранения (государственные, частные, некоммерческие организации) и ступеней менеджмента (топ-менеджеры, среднее звено, линейные руководители). Это делает важным дальнейшее развитие и адаптацию моделей под конкретные нужды организаций.

Использование таких моделей помогает руководителям здравоохранения не только оценить свои текущие навыки, но и определить направления для профессионального роста, что в итоге способствует повышению качества медицинских услуг и эффективности управления.