Лишь в менее чем трети медицинских вузов студентам предоставляется возможность индивидуализировать своё обучение.

Лишь в менее чем трети медицинских вузов студентам предоставляется возможность индивидуализировать своё обучение.

28.05.2024 15:45:55

Только в 30 % вузов Минздрава индивидуальные образовательные траектории реализованы в полной мере. Это связано с тем, что необходимо минимизировать издержки, а деятельность врача строго регулируется протоколами оказания медицинской помощи, что оставляет мало места для проявления индивидуальности.

Исследование, проведённое сотрудниками Сибирского государственного медицинского университета (СибГМУ) и опубликованное в журнале «Перспективы науки и образования», показало, что лишь в трети медицинских и фармацевтических вузов студенты могут выбирать факультативы, курсы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации. Всего были изучены данные о 46 организациях высшего образования, подведомственных Минздраву.

Авторы исследования считают, что причинами такой ситуации являются стремление к минимизации издержек и жёсткая регламентация деятельности врачей протоколами оказания медицинской помощи. Это требует от руководителей медицинских и фармацевтических вузов находить баланс между высоким качеством профессионального образования и индивидуализацией образовательных процессов.

Целью исследования было выявление элементов субъектно-ориентированной образовательной среды в высшем медицинском и фармацевтическом образовании, способствующих индивидуализации образовательных траекторий. Актуальность темы обусловлена тем, что современный рынок труда требует от выпускников гибкости, адаптивности, умения работать в команде и реализовывать лидерский потенциал, а также способности переключаться с одного проекта на другой.

Однако индивидуализация образования в медицинском и фармацевтическом высшем образовании редко проявляется через выбор места практики и наставника, а также формата и организации стажировки (6,5 %). Хотя возможности академической мобильности обозначены на сайтах всех вузов. Аналогичная статистика по индивидуализации образовательной траектории при формировании педагогических кадров для высшего медицинского и фармацевтического образования также крайне низка (6,5 %).

«В медицинском и фармацевтическом высшем образовании существуют жёсткие стандарты относительно профессиональных компетенций, которыми должен обладать специалист. Это приводит к низкой репрезентации содержательной дифференциации дисциплин. Тем не менее данное направление индивидуализации представлено у всех вузов в рамках социально-гуманитарного цикла в большей или меньшей степени», — отмечают авторы работы. В большей степени индивидуализация доступна в рамках применения дистанционных образовательных технологий и использования элементов симуляционного обучения, VR- и AR-технологий.

Ранее Минздрав поручил ректорам провести мониторинг причин отчисления студентов и оценить целесообразность введения обязательного дополнительного вступительного испытания профильной направленности для поступающих на обучение по программам специалитета. Также от них ждут предложений по популяризации маловостребованных у студентов специальностей ординатуры.

 

Связанные циклы обучения