
04.09.2024 21:30:58
Мы фильтруем информационный шум — вы получаете только суть.
Подпишитесь на наш канал и каждый день будете уверены, что ничего не пропустили и знаете всё. Всего лишь за несколько минут вы получите только суть: новые препараты, законы, научные открытия, происшествия и скандалы, карьера. Спокойствие и удовольствие от чтения гарантированы!
В медицинской организации нет эпидемиолога и инфекциониста. За сбор и хранение медицинских отходов классов А—Г отвечает завхоз. Правомерно ли это? Что для этого требуется: обучение, инструктаж, аттестация рабочего места по приёму отходов?
Эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Максим Кудряшов отвечает:
«Обязанности по сбору и хранению медицинских отходов классов А—Г могут быть возложены на завхоза. Он назначается приказом руководителя ответственным специалистом и проходит обязательное обучение в специализированном центре по обращению с отходами и предварительный инструктаж по безопасному обращению с медицинскими отходами.
**Обоснование позиции**
В соответствии со статьёй 49 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учёту и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Требования по обращению с медицинскими отходами установлены разделом Х СанПиН 2.1.3684-21.
Из пунктов 164, 165 и 168 СанПиН 2.1.3684-21 следует, что в медицинской организации должна быть утверждена схема обращения с медицинскими отходами, разработанная в соответствии с требованиями санитарных правил. В ней должны быть определены ответственные работники и процедура. По этой схеме следует выполнять сбор, хранение, перемещение отходов на территории организации, обеззараживание (обезвреживание) и вывоз. В схеме также прописывается организация гигиенического обучения работников, осуществляющих работы с медицинскими отходами. К таким работам не допускается привлекать лиц, не прошедших предварительный инструктаж по безопасному обращению с медицинскими отходами.
СанПиН 2.1.3684-21 не регламентирует, работник в какой должности должен быть назначен специалистом, ответственным по обращению с отходами. Работодатель должен сам назначить такого ответственного.
В ряде разъяснений органов, уполномоченных от имени учредителя устанавливать порядок обращения с опасными медицинскими отходами в подведомственных лечебно-профилактических учреждениях, указывается, что ответственность за сбор и хранение отходов в лечебно-профилактических учреждениях возлагается на заместителя руководителя по административно-хозяйственной части (АХЧ) (см. письмо Минздрава Республики Татарстан № 09-01/8760 от 12.10.2011 «О внедрении СанПиН по обращению с медицинскими отходами», приказ Минздрава Республики Крым № 1682 от 18.08.2017 «Об исполнении законодательства в области охраны окружающей среды в медицинских организациях…», приказ Минздрава Свердловской области и Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области № 771-п, № 01-01-01-01/389 от 13.08.2010).
Таким образом, полагаем, что обязанности по сбору и хранению медицинских отходов классов А—Г могут быть возложены на завхоза. Он назначается приказом руководителя ответственным специалистом и проходит обязательное обучение в специализированном центре по обращению с отходами и предварительный инструктаж.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование таких лиц осуществляются в соответствии с законодательством об образовании (пункт 3 статьи 15 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления»). Приказом Минприроды России № 755 от 15.10.2021 утверждена типовая дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I—IV классов опасности».