
08.09.2024 20:30:43
Мы фильтруем информационный шум — вы получаете только суть.
Подпишитесь на наш канал и каждый день будете уверены, что ничего не пропустили и знаете всё. Всего лишь за несколько минут вы получите только суть: новые препараты, законы, научные открытия, происшествия и скандалы, карьера. Спокойствие и удовольствие от чтения гарантированы!
Важный элемент системы финансирования здравоохранения — контроль затрат на медицинскую помощь. Его актуальность обусловлена растущим спросом на медицинские услуги и необходимостью обеспечения большого количества других государственных услуг.
В XX веке сформировались два противоположных подхода к решению этого вопроса.
**Принципы Семашко**
Первый подход, охрана здоровья, был сформулирован Николаем Семашко. Он считал, что для сокращения затрат необходимо сделать медицину общедоступной, бесплатной и квалифицированной, чтобы выявлять болезни как можно раньше и сокращать затраты на лечение. Поэтому медпомощь постулируется как общественное благо, ответственность за доступ к которому несёт государство.
Семашко видел в здоровье результат интеграции не только медико-биологических, но и социальных детерминант: экономических, экологических, политических и культурных. Он считал, что все болезни социальные, поскольку зависят от условий, в которых живёт человек. Поэтому для сокращения затрат нужно бороться с социальными причинами болезней.
Для этого Семашко интегрировал общедоступную медпомощь с санитарной полицией. Интеграция санитарных и лечащих врачей на уровне их контакта с населением получила название первичной медико-санитарной помощи (ПМСП).
Семашко понимал, что эффективная интеграция санитарных и лечащих врачей, а также общедоступность, бесплатность и квалифицированность медпомощи по всей территории огромной страны возможны только в условиях единства и централизации управления. Для этого была создана управленческая вертикаль, построенная на принципе «двух ключей»:
* главный санитарный врач — заместитель министра здравоохранения СССР;
* главные санитарные врачи — заместители министров здравоохранения;
* главные санитарные врачи краёв, областей, округов, городов, районов в городах с районным делением — заместители министров здравоохранения автономных республик или заместители заведующих соответствующими отделами здравоохранения по санитарно-эпидемиологическим вопросам;
* главные санитарные врачи сельских районов — заместители главных врачей районов по санитарно-эпидемиологическим вопросам.
Саннадзор отвечал за контроль всех факторов, влияющих на здоровье населения: распространение инфекций, охрана труда, жилищные условия, чистота воздуха и воды (промышленные выбросы), соблюдение санитарно-гигиенических норм в промышленности и строительстве, радиационная безопасность населения, его санитарное просвещение и даже (в первые десятилетия СССР) воспитание физической культуры.
Эффективность созданной Семашко системы доказана временем. Получая от государства в несколько раз меньше денег, чем западные системы здравоохранения, советская медицина умудрялась развиваться, обеспечивая врачам зарплату не ниже средней по стране и гарантируя безусловную доступность первичной медико-санитарной помощи в любом населённом пункте при ничтожных личных платежах населения.
**Требования Всемирного банка**
Диаметрально противоположный системе охраны здоровья Семашко подход к контролю госзатрат на медпомощь был разработан в середине 80-х годов Всемирным банком (ВБ) и изложен сначала в закрытом отчёте 1986 года Report № 6563. Financing Health Services in Developing Countries: An Agenda for Reform, а затем в публичном отчёте этой организации World development report 1993: investing in health.
Основной тезис Всемирного банка: контроля госрасходов на медпомощь предлагается достичь взиманием платы с пациентов госмедучреждений. Тем самым больные реже обращаются за помощью, а если обращаются — вынуждены доплачивать, повышая доходы госклиник. В отчёте эти поборы красиво называются «плата за пользование». Проще говоря, забудьте о бесплатности медицинской помощи.
Для обоснования этой архаичной идеи медпомощь постулируется как личное благо, нужное лишь пациенту и его родственникам. Поэтому бремя её оплаты должен нести сам пациент, в отличие от санитарной медицины, которую должно оплачивать государство. Иначе говоря, нужно разделить и даже в чём-то противопоставить лечебную и санитарную медицину.
Всемирный банк также предлагает сократить врачей-специалистов, заменяя их врачами общей практики (ВОП), что нивелирует квалифицированность помощи.
Авторы отчёта ВБ 1986 года Джон Акин, Нэнси Бердсалл и Давид Де Ферранти не были врачами и на тот момент не имели значимого опыта практической работы в здравоохранении. Поэтому их рекомендации по реформированию российского здравоохранения вызывают сомнения.
Ещё одна рекомендация ВБ — децентрализация государственной системы здравоохранения, что делает невозможной интеграцию лечебной и санитарной медицины, а также ставит общедоступность помощи в зависимость от бюджета и качества управления регионов.
В течение нескольких десятилетий Всемирный банк продвигал во всём мире идеи, которые не только не позволяют контролировать госзатраты на медпомощь, но, наоборот, программируют их быстрый рост. Наглядное подтверждение: по данным ВОЗ, за период с 2000 по 2017 год глобальные расходы на здравоохранение в реальном выражении росли в среднем на 3,9% в год, а мировой ВВП — лишь на 3%. При этом медицинские затраты развитых стран опережают их экономический рост примерно вдвое.
В России выполнение рекомендаций ВБ означало демонтаж эффективной централизованно управляемой интегрированной системы охраны здоровья, которая даже в условиях «остаточного» финансирования позволяла гарантировать пациентам общедоступность, бесплатность и квалифицированность помощи, а врачам — зарплаты, достаточные для их удержания на рабочих местах.
Реформы под диктовку ВБ привели к демонтажу системы охраны здоровья, к фактической утрате бесплатности и общедоступности гарантированной государством первичной медико-санитарной помощи, к нивелированию её квалифицированного характера и бесконтрольному росту платности.