Какой отдел медицинской организации отвечает за ведение Федерального реестра медицинских работников?

Какой отдел медицинской организации отвечает за ведение Федерального реестра медицинских работников?

«Какой документ определяет обязанность отдела кадров медицинской организации вносить данные в Федеральный реестр медицинских работников?»

Отвечает эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Александр Василевицкий:

Обязанности по внесению сведений о медицинских работниках в Федеральный регистр медицинских и фармацевтических работников (ФРМР) возложены на медицинские организации и организации, которые осуществляют медицинскую деятельность. Но нет нормативных правовых актов, которые бы возлагали эти обязанности именно на структурные подразделения по кадрам.

Вопрос о том, какие обязанности возлагаются на структурные подразделения, в том числе на кадровую службу, решается в соответствии с учредительными документами организации и закрепляется в локальных актах.

Согласно части 1 статьи 91.1 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», для обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения создаётся, развивается и эксплуатируется Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Положение о единой системе, в том числе порядок доступа к информации, которая в ней содержится, порядок и сроки представления информации в ЕГИСЗ, порядок обмена информацией с использованием системы, утверждается правительством (часть 2 статьи 91.1 закона № 323-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ЕГИСЗ, утверждённого Постановлением Правительства РФ № 140 от 09.02.2022, система включает в том числе Федеральный регистр медицинских и фармацевтических работников. Согласно пункту 6 Положения, подсистема ФРМР предназначена для ведения персонифицированного учёта в сфере здравоохранения, в том числе учёта сведений о кадровом обеспечении мед- и фарморганизаций, трудоустройстве медицинских и фармацевтических работников, а также предоставления доступа к профильным электронным сервисам.

Поставляют информацию в ЕГИСЗ в том числе медорганизации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

В силу пункта 11 статьи 2 закона № 323-ФЗ положения, которые регулируют деятельность медорганизаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, которые осуществляют медицинскую деятельность.

Согласно статье 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность лицензируется. Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено Постановлением Правительства РФ № 852 от 01.06.2021. Из пункта 6 этого Положения следует, что размещение информации в ЕГИСЗ, в том числе в ФРМР, — одно из лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.

При этом законодательство не определяет, какое структурное подразделение медорганизации или организации, которая осуществляет медицинскую деятельность, должно вносить информацию в регистр. В нормативно-правовых актах говорится лишь, что это делают сотрудники, уполномоченные на это руководителями медорганизаций. Соответственно, вопрос о наделении структурных подразделений полномочиями и обязанностями решается в организации в соответствии с её учредительными документами и закрепляется в локальных актах, с которыми работники должны быть ознакомлены под подпись.

Также нормативными правовыми актами не установлено, какими вопросами занимаются структурные подразделения организации по кадрам и какие вопросы относятся к кадровой работе. Исключение составляют вопросы кадровой работы на государственной гражданской службе, которые урегулированы статьёй 44 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», где, в частности, сказано, что вопрос ведения реестра государственных гражданских служащих относится к вопросам кадровой работы. Кроме того, указано, что в кадровой работе используются государственные информационные системы.

В связи с этим вопрос о наделении структурных подразделений обязанностями решается в каждой конкретной организации с учётом её структуры и решений уполномоченных органов управления организацией.

Следует отметить, что, согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утверждённому Постановлением Минтруда РФ № 37 от 21.08.1998, в должностные обязанности заведующего (начальника) отдела кадров входят организация учёта личного состава, ведение и хранение установленной документации по кадрам. В должностные обязанности инспектора по кадрам входят внесение информации о количественном, качественном составе работников и их движении в банк данных о персонале предприятия, контроль за его своевременным обновлением и пополнением. Полагаем, что данные обязанности в отношении медицинских работников соотносятся с обязанностями по ведению регистра.

При этом в соответствии со статьёй 57 Трудового кодекса РФ применение квалификационных справочников или профессиональных стандартов обязательно только в части наименований должностей и требований к ним (квалификационных требований и ограничений) в случае, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Иначе говоря, квалификационные справочники при установлении должностных обязанностей не обязательны.

С учётом того, что ФРМР предназначен для ведения персонифицированного учёта в сфере здравоохранения, в том числе учёта сведений о кадровом обеспечении медорганизаций и организаций, которые осуществляют медицинскую деятельность, трудоустройстве мед- и фармработников, а структурные подразделения по кадрам ведут хранение документов и сведений, которые подлежат внесению в регистр, возложение обязанностей по размещению сведений в ФРМР на структурные подразделения организации по кадрам, по нашему мнению, целесообразно. Но нормативных правовых актов, которые возлагают эти обязанности именно на структурные подразделения организации по кадрам, не издавалось.