«Какой документ определяет обязанность отдела кадров медицинской организации вносить данные в Федеральный реестр медицинских работников?»
Отвечает эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Александр Василевицкий:
Обязанности по внесению сведений о медицинских работниках в Федеральный регистр медицинских и фармацевтических работников (ФРМР) возложены на медицинские организации и организации, которые осуществляют медицинскую деятельность. Но нет нормативных правовых актов, которые бы возлагали эти обязанности именно на структурные подразделения по кадрам.
Вопрос о том, какие обязанности возлагаются на структурные подразделения, в том числе на кадровую службу, решается в соответствии с учредительными документами организации и закрепляется в локальных актах.
Согласно части 1 статьи 91.1 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», для обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения создаётся, развивается и эксплуатируется Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Положение о единой системе, в том числе порядок доступа к информации, которая в ней содержится, порядок и сроки представления информации в ЕГИСЗ, порядок обмена информацией с использованием системы, утверждается правительством (часть 2 статьи 91.1 закона № 323-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 Положения о ЕГИСЗ, утверждённого Постановлением Правительства РФ № 140 от 09.02.2022, система включает в том числе Федеральный регистр медицинских и фармацевтических работников. Согласно пункту 6 Положения, подсистема ФРМР предназначена для ведения персонифицированного учёта в сфере здравоохранения, в том числе учёта сведений о кадровом обеспечении мед- и фарморганизаций, трудоустройстве медицинских и фармацевтических работников, а также предоставления доступа к профильным электронным сервисам.
Поставляют информацию в ЕГИСЗ в том числе медорганизации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
В силу пункта 11 статьи 2 закона № 323-ФЗ положения, которые регулируют деятельность медорганизаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, которые осуществляют медицинскую деятельность.
Согласно статье 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность лицензируется. Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено Постановлением Правительства РФ № 852 от 01.06.2021. Из пункта 6 этого Положения следует, что размещение информации в ЕГИСЗ, в том числе в ФРМР, — одно из лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.
При этом законодательство не определяет, какое структурное подразделение медорганизации или организации, которая осуществляет медицинскую деятельность, должно вносить информацию в регистр. В нормативно-правовых актах говорится лишь, что это делают сотрудники, уполномоченные на это руководителями медорганизаций. Соответственно, вопрос о наделении структурных подразделений полномочиями и обязанностями решается в организации в соответствии с её учредительными документами и закрепляется в локальных актах, с которыми работники должны быть ознакомлены под подпись.
Также нормативными правовыми актами не установлено, какими вопросами занимаются структурные подразделения организации по кадрам и какие вопросы относятся к кадровой работе. Исключение составляют вопросы кадровой работы на государственной гражданской службе, которые урегулированы статьёй 44 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», где, в частности, сказано, что вопрос ведения реестра государственных гражданских служащих относится к вопросам кадровой работы. Кроме того, указано, что в кадровой работе используются государственные информационные системы.
В связи с этим вопрос о наделении структурных подразделений обязанностями решается в каждой конкретной организации с учётом её структуры и решений уполномоченных органов управления организацией.
Следует отметить, что, согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утверждённому Постановлением Минтруда РФ № 37 от 21.08.1998, в должностные обязанности заведующего (начальника) отдела кадров входят организация учёта личного состава, ведение и хранение установленной документации по кадрам. В должностные обязанности инспектора по кадрам входят внесение информации о количественном, качественном составе работников и их движении в банк данных о персонале предприятия, контроль за его своевременным обновлением и пополнением. Полагаем, что данные обязанности в отношении медицинских работников соотносятся с обязанностями по ведению регистра.
При этом в соответствии со статьёй 57 Трудового кодекса РФ применение квалификационных справочников или профессиональных стандартов обязательно только в части наименований должностей и требований к ним (квалификационных требований и ограничений) в случае, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Иначе говоря, квалификационные справочники при установлении должностных обязанностей не обязательны.
С учётом того, что ФРМР предназначен для ведения персонифицированного учёта в сфере здравоохранения, в том числе учёта сведений о кадровом обеспечении медорганизаций и организаций, которые осуществляют медицинскую деятельность, трудоустройстве мед- и фармработников, а структурные подразделения по кадрам ведут хранение документов и сведений, которые подлежат внесению в регистр, возложение обязанностей по размещению сведений в ФРМР на структурные подразделения организации по кадрам, по нашему мнению, целесообразно. Но нормативных правовых актов, которые возлагают эти обязанности именно на структурные подразделения организации по кадрам, не издавалось.