На вопрос о том, как списываются пустые ампулы из-под сильнодействующих препаратов, отвечает эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Светлана Опарина:
«Порядок списания и уничтожения пустых ампул из-под наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ) изложен в п. 124 раздела XXIX письма Минздрава России № 25-4/10/1-122 от 27.02.2018 «О методических рекомендациях по организации оборота наркотических и психотропных лекарственных препаратов для медицинского применения в медицинских и аптечных организациях».
На основании этого документа можно возложить обязанность сбора и временного хранения пустых ампул на главную медсестру организации. Для проведения процедуры уничтожения ампул в медорганизации создаётся специальная комиссия под председательством руководителя. Утилизация производится не реже одного раза в десять дней с оформлением акта по установленной форме. В акте отмечаются истории болезней пациентов, которым назначались для лечения наркотические средства и психотропные вещества.
Ранее правила уничтожения пустых ампул из-под НС и ПВ были определены п. 2.5 приказа Минздрава № 330 от 12.11.1997, который утратил силу с 01.01.2021. С 01.03.2022 вопросы уничтожения НС и ПВ регулируются Инструкцией, утверждённой приказом Минздрава № 1004н от 22.10.2021. В ней, в частности, определены требования к уничтожению полных ампул или с остатками НС и ПВ. Но порядок списания пустых ампул не установлен.
Единственный документ, в котором рассматриваются вопросы уничтожения пустых ампул от НС и ПВ, — письмо Минздрава № 25-4/10/1-122. В нём определён следующий порядок:
* лечащие или дежурные врачи медорганизаций, оказывающих помощь в стационарных условиях, обязаны сдавать использованные ампулы из-под НС и ПВ в день проведения инъекции, за исключением выходных и праздничных дней, заместителю руководителя по лечебной части или (в случае отсутствия такой должности) руководителю организации;
* для уничтожения использованных ампул создаётся комиссия под председательством руководителя медорганизации;
* процедуру следует производить не реже одного раза в десять дней с составлением акта.
Форма акта изначально была приведена в приложении 10 отменённого приказа № 330, но повторно дублировалась в письме Минздрава № 25-4/10/1-122 (приложение 12). Поэтому указанный акт допустим к использованию. Однако будет не лишним прописать порядок списания ампул и дополнительно утвердить форму акта во внутреннем приказе медучреждения «О порядке работы с наркотическими средствами, психотропными веществами». Акт может содержать следующую информацию:
* состав комиссии в количестве не менее трёх человек (Ф. И. О. и должности);
* дата составления;
* период, за который производится уничтожение ампул;
* количество уничтоженных ампул;
* количество пациентов, которым были применены НС и ПВ (Ф. И. О. больного и № истории болезни);
* способ уничтожения ампул (путём раздавливания).
Срок хранения такого акта устанавливается равным трём годам (см. п. 873 приказа Минздрава № 408 от 03.08.2023, устанавливающего перечень документов, образующихся в деятельности подведомственных организаций, с указанием сроков хранения).
Если медорганизация имеет сложную организационную структуру, то первоначально сбор и хранение пустых ампул, сдаваемых лечащим/дежурным врачом после инъекций, можно возложить на старшую/главную сестру отделения/учреждения (см., например, раздел 14 приказа Департамента здравоохранения Москвы № 1077 от 11.12.2015 «О порядке приобретения, перевозки, хранения, учёта, отпуска, использования, уничтожения, назначения и выписывания наркотических средств и психотропных веществ, внесённых в список II Перечня, психотропных веществ, внесённых в список III Перечня в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы»). Но списание и визирование акта должно проходить с обязательным участием замруководителя медорганизации по лечебной части или руководителя».