
27.09.2024 17:47:17
Мы фильтруем информационный шум — вы получаете только суть.
Подпишитесь на наш канал и каждый день будете уверены, что ничего не пропустили и знаете всё. Всего лишь за несколько минут вы получите только суть: новые препараты, законы, научные открытия, происшествия и скандалы, карьера. Спокойствие и удовольствие от чтения гарантированы!
Национальная ассоциация управленцев сферы здравоохранения предложила проект закона, который вводит новый правовой статус для врачей. Согласно этому статусу, специалист сможет оказывать медицинскую помощь пациентам напрямую, без необходимости становиться сотрудником медицинской организации или индивидуальным предпринимателем. Это хорошая новость.
Однако документ требует серьёзной доработки, поскольку в предложенном виде он не решает заявленную задачу, создаёт новую бюрократическую структуру и делает врачей зависимыми от неё. Тем не менее появилась возможность провести предметную дискуссию, опираясь на текст законопроекта.
**Задача**
Вопрос сводится к пониманию необходимости дать врачам ещё одну опцию: возможность работать на себя, оказывать медицинскую помощь не в качестве наёмных сотрудников, а самостоятельно, напрямую заключая договор с пациентом. Статус индивидуального предпринимателя для этого не подходит, поскольку юридически он аналогичен статусу медицинской организации со всеми сложностями её лицензирования.
В качестве решения предложено дать врачам возможность получить пожизненную лицензию и оказывать медицинскую помощь пациентам напрямую. Наиболее близкий пример — рынок юридических услуг, на котором специализированные компании (с юристами в штате) оказывают юридические услуги, а адвокаты оказывают юридическую помощь (которая не является предпринимательской деятельностью).
**Ключевое определение**
В законопроекте неудовлетворительно дано определение деятельности индивидуально практикующего врача. Документ повторяет действующее определение для медицинских организаций с добавлением слова «индивидуальный». Получается, что индивидуально практикующий врач «осуществляет индивидуальную медицинскую деятельность», потом уже законопроект эту медицинскую деятельность определяет как медицинскую помощь, а договор с пациентом — как оказание медицинских услуг. Ничего нового.
У нас есть редкая возможность сразу и однозначно сформулировать: «Индивидуально практикующий врач оказывает пациентам медицинскую помощь. Медицинская помощь пациентам, оказываемая индивидуально практикующим врачом, не является предпринимательской деятельностью».
**Налогообложение**
Ещё один существенный минус законопроекта — игнорирование вопроса налогообложения. В документе вообще не рассмотрены вопросы постановки на налоговый учёт, открытия счёта в банке и т. д. Чтобы их решить, нужно сформулировать большое количество точечных поправок в Налоговый кодекс.
Хочу обсудить ключевой вопрос о налогообложении доходов индивидуально практикующего врача. Если оно будет аналогичным налогообложению адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, тогда (самое основное) индивидуально практикующий врач:
* уплачивает налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
* может получить профессиональный налоговый вычет в сумме фактических расходов, понесённых для осуществления частной практики;
* уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование;
* уплачивает налог на имущество.
И, конечно, медицинская помощь, оказываемая индивидуально практикующим врачом, должна быть освобождена от налога на добавленную стоимость.
**Лишнее нагромождение**
Пример с адвокатурой вовсе не означает, что нужно копировать всю структуру управления адвокатскими образованиями и способ получения статуса через экзамен, который нужно сдавать в региональной палате. У адвокатов это исторически сложившаяся цеховая структура, у врачей такого шлейфа нет.
Законопроект вводит в каждом субъекте региональную медицинскую палату, а над ними — общероссийскую. В каждой будет президент, правление, имущество, квалификационная комиссия, которая принимает экзамен, и... интриги. А ещё конференция врачей, которая вначале учреждает региональную палату, а потом ежегодно собирается. Кто созывает учредительные конференции в регионах? «Территориальные органы Росздравнадзора совместно с Национальной ассоциацией управленцев сферы здравоохранения». Непонятно, для чего здесь нужен Росздравнадзор: медицинская палата предполагается негосударственной некоммерческой организацией. И интересно, какая будет реакция Национальной медицинской палаты после ознакомления с этим предложением. Жить вся эта структура будет за счёт взносов врачей. Зачем всё это врачу, который просто захочет работать на себя?
Не хочется тратить время на разбор правил управления всей этой конструкцией, поскольку полагаю её ненужной. Скажу только, что для её описания в законопроекте потребовалось 4355 слов, а для собственно описания нового статуса врача — 1824.
**Порядок регистрации**
Нужен простой и функциональный механизм получения статуса «индивидуально практикующего врача». Например, человек с дипломом о высшем медицинском образовании подаёт заявление о получении такого статуса в региональный минздрав (или депздрав), которые и сейчас занимаются лицензированием медицинской деятельности, прикладывает паспорт и диплом. Выбор лицензирующего органа — на усмотрение претендента. Если документы в порядке — вот лицензия, можешь начинать работать. Лицензирующий орган сам внесёт индивидуально практикующего врача в реестр медицинских работников и уведомит о нём налоговую службу.
Лицензия бессрочная, действует на всей территории РФ. Ещё каждые пять лет нужен сертификат о переподготовке, без него оказывать медицинскую помощь будет нельзя, но его отсутствие не прекращает действие лицензии.
**Страховка**
Законопроект предусматривает обязательное страхование ответственности индивидуально практикующего врача. Сумму, на которую нужно будет застраховать ответственность, определит правление Федеральной медицинской палаты. С моей точки зрения, это лишнее. Почему только для индивидуально практикующего врача вводится страховка? Подходы частных медицинских организаций к такому страхованию закончились их отказом от этой затеи, поскольку страховки стоят дорого, а условием наступления страхового случая определяется ошибка медицинского персонала. Если вводить страхование, то для всех, и регулировать тариф по аналогии с ОСАГО решением федерального правительства.
**Медперсонал без высшего образования**
Ещё один незамеченный законопроектом вопрос — будет ли работать врач один или сможет нанять медсестру? Если нужна будет медсестра, то какой у неё должен быть правовой статус? Тоже индивидуально практикующей? Или наёмного сотрудника, как в медицинской организации? Или врачу нужен будет обычный администратор. Этот вопрос нужно обсудить и прописать.
**Про название**
«Индивидуально практикующий врач» — нормальное рабочее название. Однако моё предложение — заменить слово «индивидуально» (оно отсылает к индивидуальному предпринимателю) на «частно», тогда получится: «врач, занимающийся частной практикой», «частнопрактикующий врач».
Ещё хорошо бы прописать в законе возможность сочетания этих слов в разной последовательности, как равнозначных, для обозначения статуса врача. Это даст возможность сделать, например, такую вывеску: «врач Иван Иванович Иванов, частная практика».
Это далеко не полный анализ норм, которые должен включать законопроект. Нам нужен обстоятельный разговор для обсуждения многих практических вопросов.