Эксперты Минздрава провели встречу с участниками отрасли, чтобы разъяснить, как перестраивать работу в соответствии с обязательными клиническими рекомендациями. Если медицинская организация не может оказать необходимую помощь пациенту, его следует направить в другое учреждение системы ОМС, следует из материалов встречи.
3 декабря комиссия по здравоохранению партии «Единая Россия» провела ликбез для ведущих специалистов, руководителей крупных больниц, экспертов и юристов по перестройке работы медицинских организаций после вступления в силу с 2025 года норм об обязательном исполнении клинических рекомендаций (КР). «МВ» рассказал о предложениях, озвученных на встрече.
Если медицинское вмешательство, предусмотренное клинрекомендациями и показанное пациенту, невозможно выполнить в данной медицинской организации, пациента следует направить в другую клинику, участвующую в территориальной программе госгарантий, где такая возможность есть. Такие инструкции содержатся в неутверждённом «Проекте порядка применения клинических рекомендаций», который раздали участникам встречи.
В проекте сказано, что «клинические рекомендации основаны на анализе научных данных, доступных во время их подготовки, имеют практическую направленность и являются ориентиром для врача при оказании медицинской помощи в конкретных ситуациях». При этом все медицинские организации, независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности, обязаны следовать им.
Один из участников встречи рассказал «МВ», что обсуждение темы было достаточно формальным и «никакой принципиально новой информации там не было». Председатель комиссии по здравоохранению «Единой России», директор Московского многопрофильного клинического центра «Коммунарка» Денис Проценко написал в своём telegram-канале, что размытость формулировок в законе порождает ситуации, когда КР становятся инструментом давления в руках судмедэкспертов и правоохранителей.
«За последний год число уголовных дел в адрес врачей выросло в разы! Бывают ситуации, когда целиком и полностью использовать клинреки просто невозможно. Врачи исходят из имеющихся у них ресурсов, чтобы оперативно оказать помощь пациентам, а это даёт повод для их уголовного преследования, что недопустимо», — пояснил он. По его словам, основная цель — минимизировать риски профессиональной деятельности медработников и повысить качество оказания медицинской помощи.
Для этого необходимо закрепить в законодательстве ясно и чётко статус КР, прописав, что национальные гайдлайны не являются предметом федерального государственного надзора и не учитываются при оценке. Иначе судмедэксперты будут продолжать трактовать клинрекомендации, исходя из их статуса, закреплённого в федеральном законодательстве.
В проекте порядка говорится, что лечащий врач «самостоятельно выбирает тактику диагностики и лечения заболевания в зависимости от особенностей заболевания и/или состояния пациента, в том числе основываясь на клинических рекомендациях». Однако эксперты в сфере защиты прав пациентов видят в этом риски неисполнения КР и нарушения прав пациентов. «Если врач решит, что пациенту такое исследование не требуется, то и направление не даст. Требования КР, получается, необязательны. На мой взгляд, это прямое нарушение прав пациента и путь к коррупции», — пояснил «МВ» источник в сфере страхования.
Раздел о клинических рекомендациях появился в законе № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» и в законе «Об ОМС» в 2018 году. В соответствии с ним медицинская помощь гражданам (кроме случаев клинической апробации) должна быть организована в соответствии с КР и с учётом стандартов. Цель создания КР — обеспечить информационную поддержку принятия врачом решений, способствующих повышению качества оказания медпомощи пациенту с тем или иным заболеванием/состоянием/синдромом с учётом новейших клинических данных и принципов доказательной медицины.
На основе КР построена вся система финансирования и оценки качества медпомощи. На них опираются эксперты при аудите качества медпомощи и суды при разрешении конфликтов между пациентами и врачами в уголовном и административном поле. В декабре прошлого года Госдума на год отложила переход на обязательные КР на всех уровнях медицинской помощи. С учётом отсрочки медорганизации должны будут начать руководствоваться национальными гайдлайнами с 1 января 2025 года.
Тема перехода на обязательные клинические рекомендации активно обсуждается в профессиональном сообществе весь последний год. В конце октября Минздрав подготовил разъяснения о юридическом статусе клинических рекомендаций. В них говорится, что КР не имеют статуса нормативно-правовых актов и не могут выступать предметом государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Медицинские юристы оценили это заявление неоднозначно, отмечая, что фактически врачам внушают мысль о необязательности использования КР, что в корне неверно, писал «МВ».
Врачебная палата Тверской области известила Национальную медицинскую палату о невозможности обязательного применения клинических рекомендаций в медучреждениях регионов. У государственных клиник в субъектах и в территориальных программах госгарантий просто не хватит на это денег. Вырастут риски уголовного и административного преследования врачей, писал «МВ».
Накануне на проблему обратили внимание и сенаторы. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что в связи с готовящимся переходом медорганизаций на работу по клиническим рекомендациям нарастает напряжение в медицинском сообществе, и призвала Минздрав срочно разъяснить регионам этот вопрос.