Современные школьники сталкиваются с различными проблемами, которые могут привести к социальному и эмоциональному неблагополучию. Это и буллинг, и информационная перегруженность, и плохая успеваемость, и трудности в общении с родителями. Как сделать школьную среду более безопасной и дружественной? Какие программы могут помочь развить социально-эмоциональные навыки у детей? Как развиваются инклюзивные практики на постсоветском пространстве? На эти и другие вопросы ответила обладательница научной степени PhD по консультированию и школьной психологии, доцент Университета Аляски в Анкоридже Анастасия Юн.
**В комфортной среде**
— Школы уделяют много внимания эмоционально комфортной среде и связанным с ней проблемам, например, буллингу. Какие методики, способствующие социальному, эмоциональному и академическому развитию детей, вы считаете наиболее эффективными?
— Таких методик достаточно много. Я занимаюсь исследованием научно обоснованных программ по развитию социально-эмоциональных навыков (СЭН) в образовательной среде. Эти программы помогают развить в детях эмоциональный интеллект и создать среду, в которой они будут чувствовать себя комфортно как личности. Существует несколько онлайн-библиотек, например The California Evidence-Based Clearinghouse for Child Welfare, которыми можно воспользоваться, чтобы узнать, какие программы по развитию СЭН получили доказательную базу, а какие нет. Там также указаны результаты исследований по СЭН, на которые можно опираться, выбирая оптимальный подход.
Конечно, для успеха таких программ необходима поддержка учителей, родителей и администрации школ. Только совместные усилия и понимание ценности социально-эмоционального обучения могут привести к долгосрочным изменениям в образовательной системе.
— Как обстоят дела с программами по развитию СЭН в школах России и СНГ?
— Из общения с коллегами я знаю, что российские педагоги и исследователи работают над внедрением СЭН в практику. При этом они выбирают разные подходы: администрация школ может нанимать психологов, участвовать в исследованиях, активнее привлекать к воспитательному процессу родителей, вводить специальные занятия, на которых формируются эмпатия и заинтересованность в командной работе.
— Вы посвятили этой теме свою диссертацию на соискание степени Ph.D., защищённую в Массачусетском университете в Бостоне. Работа касалась влияния СЭН на успеваемость и уровень насилия в школах Кыргызстана, и для республики стала первым исследованием проблемы. Что вы думаете о перспективах более широкого введения программ по развитию СЭН в других странах СНГ?
— Исследования, проведённые в разных странах, показали, что программы по развитию СЭН способствуют снижению уровня насилия и улучшению успеваемости. Моя работа также это подтвердила. В диссертации я пишу о положительных результатах пилотного внедрения программы Tuning in to Kids в русскоязычных школах Кыргызстана. Мы адаптировали её под культурный контекст страны, так что теперь она может использоваться там в качестве универсального подхода. На мой взгляд, внедрение таких программ на постсоветском пространстве, где, как и во всём мире, растёт осознание важности социально-эмоциональных навыков для комплексного развития личности, было бы очень полезным.
**Индивидуальный подход**
— Ещё один психолого-педагогический подход, который сегодня развивается, — прикладной анализ поведения, или АВА. Вы сертифицированный поведенческий аналитик уровня BCBA-D. В чём состоит суть этого метода?
— Прикладной анализ поведения, или АВА [от англ. Applied behavior analysis], — это методика, направленная на формирование гармоничных отношений личности с окружающим миром. Один из ключевых инструментов АВА — систематическое применение положительного подкрепления для укрепления желаемых форм поведения и изменение социальных последствий для устранения нежелательных. Эффективность методики подтверждена исследованиями, она применяется для решения различных проблем, включая аутизм и психоактивные расстройства.
— В России АВА-терапия набирает популярность как метод формирования социально приемлемого поведения у детей с аутизмом. Вы работали ABA-терапевтом в Международном детском центре развития ABC в Бишкеке — первом центре такого рода в Кыргызстане. Какие стратегии, способствующие распространению АВА, вы бы могли посоветовать российским коллегам?
— Действительно, с 2014 по 2016 год я была сотрудником этого центра, где мы применяли АВА в работе с детьми с особыми потребностями. Мне удалось не только использовать АВА-терапию на практике, но и развивать методологическую базу для её дальнейшего распространения. Совместно с коллегами я создавала для детей индивидуальные программы, нацеленные на коррекцию и развитие поведенческих и социальных навыков, работала с их семьями и обучала новых специалистов. Терапия получила признание в республике и стала восприниматься как подход к обучению и воспитанию детей с особыми потребностями.
— Вопрос инклюзивного образования решают в мире с разным успехом. В России его внедрению мешают нехватка специалистов и отсутствие единого мнения среди родителей. Во время вашего сотрудничества с организацией «Рука в руке» — ведущим в Кыргызстане НПО в области работы с детьми с инвалидностью — вы участвовали в первом в стране классе для школьников с аутизмом. Известно, что эта инициатива привела к изменениям на государственном уровне — благодаря успеху проекта правительство ратифицировало Конвенцию о правах инвалидов. Расскажите об этом подробнее.
— В 2015–2016 годах я работала в рамках проекта «Открытый мир» с организацией «Рука в руке», где в качестве школьного психолога и АВА-терапевта помогала организовывать и вести первый в стране ресурсный класс для детей с аутизмом. Он стал моделью для дальнейших образовательных инициатив: мне и моим коллегам удалось доказать, что дети с особыми потребностями могут успешно обучаться в общеобразовательных школах.
Этот проект не только позволил детям с аутизмом получать качественное образование, но и способствовал государственной поддержке инклюзивного образования на всех уровнях, поскольку Правительство Кыргызстана взяло на себя обязательство развивать инклюзивное образование во всех школах.
**Область знаний**
— Вы член American Psychological Association, Nationally Certified School Psychologists и других международных ассоциаций, в которые входят всемирно известные психологи. Как участие в работе этих сообществ способствует улучшению практики психологической работы с детьми на глобальном уровне?
— Оно позволяет быть в курсе последних исследований и разработок в области психологии и интегрировать научно обоснованные методы в собственную практику. Я могу делиться опытом и чувствовать себя частью профессионального сообщества. Контакты и сотрудничество с исследователями и практикующими специалистами из разных стран расширяют возможности для совместной работы над проектами, что, в свою очередь, способствует улучшению качества образовательных и клинических практик. Эти взаимодействия также играют большую роль в улучшении моих методик преподавания и исследовательской работы и делают мой вклад в развитие психологической науки и практики более значимым.
— Ваши научные работы публикуются в Current Psychology и других влиятельных академических изданиях международного уровня. Над какими исследованиями работаете сейчас?
— Мои научные интересы охватывают широкий спектр вопросов, связанных с социальной, эмоциональной и образовательной адаптацией на протяжении всей жизни в различных культурных контекстах. Например, как влияют на адаптацию в образовательных контекстах, социальную адаптацию и психическое здоровье отношения учителя и ученика, родителя и ребёнка, пережитые травмы, отношения со сверстниками, миграция, проживание в разных странах.
Я также занимаюсь созданием обучающих программ для родителей и специалистов, работающих с людьми с нарушениями в развитии. Обобщая, можно сказать, что цель моей научной работы — междисциплинарная коллаборация для создания новых подходов и стратегий, а также оценка существующих программ вмешательств, которые помогали бы поддерживать учащихся и клиентов на всех этапах жизни, обеспечивая им социальное и эмоциональное благополучие в разнообразной образовательной среде.